При этом первостепенным неизменно должно оставаться обеспечение потребности населения в продуктах питания. На это обратил пристальное внимание Глава государства во время посещения ОАО «Минский молочный завод № 1» — управляющая компания холдинга «Первый молочный». Поставки цельномолочной продукции на внутренний рынок, прежде всего в столице, в последние месяцы незначительно просели из-за переориентации предприятий на более маржинальный экспорт.
— Вы обеспечьте внутренний рынок, чтобы люди были накормлены наши, а тогда везите куда хотите, где выше цена. Я же не против. Я же за то, чтобы вы получили большую прибыль. Но не за счет того, что Минск будет ходить и искать бутылку молока, которого у нас предостаточно в стране, — подчеркнул Александр Лукашенко.
Также Президент поручил до конца года наладить в Беларуси производство упаковки для продуктов питания, отметив неоспоримые возможности химической промышленности.
В последнее время этот вопрос стал весьма актуален. Что послужило причиной и какие есть варианты его решения? Об этом и не только в эксклюзивном интервью «СГ» рассказал заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Вадим ШАГОЙКО.
— Вадим Викторович, поясните, пожалуйста, сложившуюся ситуацию с тетрапаком. Понятно, что повлияли санкционные ограничения, но как быть дальше?
— Наша страна более чем самодостаточна в продовольственном плане, в частности, молока выпускаем в 2,6 раза больше, чем того требует внутренний рынок. То есть полностью обеспечиваем потребности населения, для этого есть все необходимое. При этом подчеркну: продукция отечественных предприятий соответствует высокому качеству и утвержденным стандартам. За этим жестко следят на всех уровнях производства: от получения сырья до готового продукта.
Единственное, что приходится констатировать сегодня, — незначительное и, подчеркну, временное сужение ассортимента. Годами перерабатывающие предприятия АПК совместно с белорусскими учеными, специалистами расширяли перечень выпускаемой вкусной, натуральной, полезной продукции в различной упаковке разного объема, формата. И сегодня заводы предлагают, например, молоко в ПЭТ-бутылках, привычных пакетах, тетрапаке, пюрпаке и даже стеклянной таре. Это позволяет покупателю выбрать то, что ему наиболее подходит.
В связи с вводимыми санкционными ограничениями появились проблемы именно по упаковке тетрапак и пюрпак.
— Их ведь в нашей стране не производят? То есть актуален вопрос импортозамещения?
— На этом и акцентировал внимание Президент. Это необходимо для снижения зависимости от внешних факторов.
Тетрапак — многослойная упаковка, в состав которой входят, помимо картона, полиэтилен, алюминий. Вроде все банально и просто, но далеко не у всех получается сделать качественно. В России сумели наладить выпуск лишь единичные предприятия. И у каждого своя особенность. Тот же Pure Pak производит многослойную упаковку, но срок хранения продукции в ней в разы ниже.
Наши крупные переработчики, желая быть уверенными в сохранности своей продукции, многие годы активно сотрудничали со шведско-швейцарской транснациональной компанией Tetra Pak, лидирующей на мировом рынке по объемам продаж. Ее завод есть в России. Все заявки выполнялись в полном объеме, что позволяло нашим предприятиям выстраивать долгосрочные взаимовыгодные отношения, но из-за вводимых санкций у них в первую очередь возникла проблема с импортным сырьем, в частности картоном.
Видя складывающуюся ситуацию и понимая возможные риски, производители организовали поиски других поставщиков данной упаковки. И если бы не сработали свое-временно, сегодня проблема была бы гораздо более внушительных размеров.
Направили запросы в посольства Китая, Казахстана, Турции, Ирана. Стали рассматривать возможности организации поставок из Италии, других стран ЕС, а также СНГ.
Образцы, поступившие на наши предприятия, уже проверяют. Но на это надо время. Мы не можем просто взять любую упаковку на рынке. Еще раз повторюсь: первостепенная задача — обеспечение внутреннего рынка качественными, безопасными продуктами питания.
Готовятся для подписания договоры, в частности с Китаем.
В числе перспективных направлений решения вопроса — поиск альтернативных каналов поставки, изучение логистики и восстановление прерванных поставок из Сербии, России, правда, наблюдаются некоторые перебои в работе.
— То есть полностью тетрапак с нашего рынка не пропал?
— Поступает, но не в таком количестве, как ранее, и ассортимент снизился. Возникает вопрос по цветовой гамме, где-то временно отказались от закрашивания сплошным цветом, используются менее яркие и менее насыщенные тона.
Быстрее выполняются заказы по литровой упаковке. При этом уменьшились объемы поставок для розлива по 0,5 литра. Поэтому возникла проблема с фасовкой сливок. Временно перенаправили их выпуск на другие линии, то есть разливаем больше в полиэтиленовые пакеты и ПЭТ-бутылки.
— Насколько существенна доля тетрапака сегодня в общем объеме выпуска молочных продуктов?
— Не более 14 процентов. Эти объемы предприятия могут компенсировать выпуском молока в другой упаковке.
Допустим, предприятие раньше выпускало 10 литров молока, из них четыре — в картонной упаковке, столько же в ПЭТ-бутылках, оставшееся — в пакетах. Теперь же вместо четырех в тетрапак разливают около двух и попутно увеличили нагрузку на другие линии.
По оперативной информации, суточное потребление молока в стране составляет почти 1,4 тысячи тонн. Суточная потребность Минска — не более 250 тонн, в месяц — около 7,5 тысячи. Понятно, что еще надо добавить кисломолочную и другие виды продукции. Но все равно объемы выполнить несложно, ведь сельхозпредприятия в день производят до 22 тысяч тонн молока.
Молочная отрасль — одно из приоритетных направлений в развитии агропромышленного комплекса.
— Значит, его хватает с лихвой?
— Иначе и быть не может! Высокопродуктивное дойное стадо у нас есть, активными темпами продолжаем заготовку травяных кормов, урожай зерна ожидаем выше уровня прошлого года. Производство молока плюсует к аналогичному периоду 2021-го.
Имея такой высокий уровень производства, даже мысли о том, что молока не станет, быть не должно! Куда оно исчезнет в одночасье? В стране отлажена четкая система, и люди должны это понимать. Разработаны жесткие графики по наполнению внутреннего рынка качественной продукцией.
— Но тогда логичный вопрос: линии настроены на выпуск продукции в определенной упаковке, получается, их необходимо переделывать?
— Нет, молоко, поступающее на предприятие, перенаправляют на другие линии. Технически это решаемый вопрос.
Предприятия прошли модернизацию, предусматривающую значительное увеличение объемов переработки сырья на ближайшие годы. Объемы производства молока в стране увеличиваются, на это и были рассчитаны преобразования. Оборудование же по выпуску продукции в тетрапаке, а оно дорогостоящее, пока недозагружено. Производителю это невыгодно. Каждый стремится поскорее решить проблему, загрузить производственные мощности. Во-первых, чтобы не потерять своего покупателя, а во-вторых, не снизить собственные производственные показатели.
— Вадим Викторович, если внутренний рынок молочки стабилен, как обстоят дела с экспортом?
— Все идет в плановом порядке, предприятия выполняют свои обязательства в полном объеме. Как и раньше, за рубежом наибольшим спросом пользуются наши сыры, сухие молочные продукты. Впрочем, вся продукция, в том числе цельномолочная, востребована. Иностранцы, равно как и белорусы, доверяют качеству.
Возникшие ограничения показали возможности, которые необходимо использовать активнее. И еще раз подчеркну: упаковка может отличаться по многим параметрам, но внутри молоко только высшего качества! Есть и еще один важный момент: тетрапак предназначен для длительного хранения — купили, поставили в холодильник и забыли. А можно приобрести молоко с меньшим сроком хранения, которое произведено буквально на днях. Качество будет то же самое.
bernikovich@sb.by