После подписания Рижского мирного договора около 3 миллионов православных белорусов, проживавших на оккупированной территории Западной Белоруссии, вошли в состав польского государства. Но марионеточные премьеры и их кукольные правительства отнюдь не собирались выполнять предписания документа и даже требования Конституции. Права национальных меньшинств на «восточных окраинах» новых хозяев не волновали.
Вертелишки. Церковь Святого Александра Невского.
Разгул требований католической элиты
По данным переписи 1921 года, на территории Гродненско-Волковысской епархии проживали 484 тысячи православных, действовали два монастыря, 250 церквей, объединенных в 20 благочиний.В 1923 году к епархии присоединен Новогрудский повет. Позже Августовский, Белостокский, Бельский, Гродненский, Сувалкский, Сапоцкинский, Волковысский, Слонимский поветы Новогрудского воеводства. В 1928-м — приходы Барановичского и Несвижского поветов.
По всей Западной Белоруссии православная церковь, находясь в условиях польской оккупации, стремилась к выполнению главной задачи — духовному служению людям и стране. Ее приходы считались основным звеном, формировавшим семейные христианские традиции. Большое внимание уделялось воспитанию детей и молодежи. Чтобы влиять на подрастающее поколение по-своему, польские оккупанты в Восточных Кресах проводили свою политику против православия как религиозной формы самосознания белорусского народа.
Уже с 1919 года польская католическая курия римского костела начала осуществлять давнишнюю цель: не только полонизацию, но и денационализацию белорусов. Ссылаясь на фиктивные сепаратистские тенденции среди коренного населения, высшая администрация замыслила иезуитскую акцию как раз в духе собственных националистических изысков: создать карманную польскую автокефальную православную церковь, подчинить ее политическим интересам государства-агрессора.
В январе 1922 года польское министерство исповеданий приняло «Временные правила об отношении правительства к православной церкви в Польше». Смысл этого новшества сводился, полагаем, к тому, что церковь «переходила в полное и реальное распоряжение административных властей». Перед лицом такой опасности все православное население «коронной» Польши и ее восточных окраин-колоний, объединившись, сумело на время противостоять правящей клике «чиновников от религии». Участники Гродненского епархиального съезда и епископ Владимир (Тихоницкий) смогли отстоять каноническое единство с Русской православной церковью. Об этом свидетельствовала резолюция съезда от 14 июля 1922 года. Однако уже в октябре епископ Владимир освобожден от управления Гродненской епархией, а 8 января 1923-го тайно вывезен и заточен в Дерманский монастырь. 30 ноября 1923 года «за твердое стояние на почве канонической правды» Патриарх Тихон возвел гродненского владыку в сан архиепископа. 14 ноября 1924-го польское правительство выслало архиепископа Владимира из страны.
Понятно, этот процесс проходил в условиях внутреннего кризиса православной польской церкви и разгула требований католической элиты о распространении на новых, оккупированных территориях соответствующих идеологических взглядов любой ценой. Таким образом, новая система государственно-церковных отношений выстраивалась при условии полного подчинения православных иерархов установкам и политическим амбициям правящей хунты. Троих непокорных местных церковных иерархов и священников арестовали и отправили в изгнание. Одного из них, настоятеля Жировичского Свято-Успенского монастыря архимандрита Тихона (Шарапова) в 1924 году арестовали, позже он эмигрировал.
Патриарх Константинополя Григорий VII благословил 11 ноября 1924 года автокефалию Польской православной церкви. В ее состав вошли пять епархий. Буржуазная Польша грубо нарушила этноконфессиональные права всего местного населения.
Для отторжения верующих от православия и возрождения униатства, в том числе и в пределах Гродненской епархии, возле Слонима в 1924 году учрежден миссионерский центр Альбертин, в Сынковичах действовал его филиал. А позже, в 1938-м, в Гродно уже действует проправительственный Польский православный научно-издательский институт. Словно пауки, опутали сетью всю Гродненскую епархию «общества православных поляков».
Прихоти польских нуворишей
Следующим шагом стала ревиндикация православных святынь в Западной Белоруссии, то есть процесс отчуждения храмов и имущества православной церкви, ранее принадлежавших униатам. 22 октября 1929 года генеральный комиссар восточных земель издал циркуляр, распоряжение № 25, о ревиндикации — в Гродненской епархии под нее подпали 174 православные церкви. Было отнято в том числе около 100 храмов и кафедральный Софийский собор.По мнению правящей администрации, нельзя было допускать даже незримого духовного единства с восточным соседом. Фактически польская клика таким образом осуществляла религиозный этноцид белорусского народа.По существу, это был двоякий процесс: материального и духовно-религиозного характера. Костел захватывал православные храмы, постройки, земли, а также обращал в свою собственность их имущество, утварь. Масштабы деятельности не поддавались даже формальному учету — полностью зависели от прихоти местных нуворишей.
Отобранные храмы либо перестраивались по римско-католическому образцу, либо закрывались, либо разбирались. Печальным итогом года стала католическая «перестройка-реконструкция» отобранных костелом 497 храмов.
Распоряжением белостокского воеводы утверждались «разрешенно-штатные» 11 православных приходов Бельского уезда: при Михайловской, Пречистенской церквях, а также в деревнях Орля, Новоберезов, Клещели, Семятичи, Черная Церковь, Рыболы, Чижахи — остальные же (27 из 38) принудительно закрыли. В том числе и выстроенные за счет приходских средств. В каждую из таких церквей священники уже не допускались. Государственные чиновники местного уровня в закрытых приходах захватывали земли, дома православных священников, расхищали их имущество.
В Гродненском районе польские оккупанты закрыли церкви в Великой Берестовице, Голынке, Козловичах, Вертелишках, Малой Берестовице, Друскениках. Закрыли православные монастыри — Краснотокский (Сокольский), Супральский (Белостокский), Жировичский. По Белостокскому воеводству — новодворскую, сидоровскую, кузницкую, новольскую, дойлицкую, королево-мостовецкую, кнышинскую, фастовскую, незабудка-михайловскую, хорощанскую, старосельскую, завыковскую церкви из Сокольского и Белостокского поветов. Из 38 православных храмов Бельского повета в костелы были переделаны девять, остальные закрыты.
В Слонимском повете «драпежнікі» повесили замки на дверях слонимского собора, высоцкой, ружанской, коссовской, вязовеской, голынской церквей. В Волковысском районе из 25 церквей в костелы переделали 16.
Гродно. Свято-Софийский собор. 1899–1920 гг.
В Брест-Литовском повете судьбу других разделили николаевская, братская, милейчицкая, волчинская, верховичская, чарнавчинская, острометчинская церкви. А к 1929 году насильственно отобрано 45 процентов действовавших православных храмов, изъято 20 тысяч гектаров земельных угодий.
В конце 1930-х начался насильственный процесс разрушения православных храмов. Вандалы из буржуазного государства в 1938 году разобрали гарнизонную церковь Александра Невского.
В 1929 году католический епископат потребовал ревиндикации 700 православных храмов, фактически ликвидации православной церкви в Западной Белоруссии. Тогда же митрополит автокефальной церкви Дионисий (Валединский) в рождественском послании с горечью признавал: «Нашу Святую Православную Церковь в Польше посетил Господь в истекшем году бедствием, равным избиению вифлеемских младенцев, ибо клир Римский хочет отнять у нас половину святых храмов наших и тем лишить более 2 миллионов верующих младенцев наших духовного окормления и церковной жизни». Ценой неимоверных усилий всех объединившихся православных удалось спасти и сохранить некоторую часть собственных святынь.
Защитить страну
С середины 1930-х в православных храмах молебны проводились на польском языке. Агрессивную атаку властей на православие поддерживали консервативные католические функционеры. По инициативе многих из них в 1930 году возбуждено производство о ревиндикации 500 православных храмов, 300 из них стали католическими. Знаем, их отобрание не было исторически необходимым. К тому же по прямому назначению использовалась лишь треть.На «восточных окраинах», которые по сути были сырьевыми колониями польского буржуазно-помещичьего государства, цивилизованные европейские изуверы-вандалы, в том числе и в сутанах, создали и применили практику чудовищного, всеобъемлющего геноцида по отношению к местным жителям захваченной территории, всеми возможными средствами физически уничтожали их, пытаясь из исторической памяти белорусского народа вычеркнуть его право на достойную жизнь. Но вышло иначе. Из жизненных кровавых передряг с польскими колонизаторами наши люди вышли сплоченные, окрепшие духом, чтобы в новом веке защитить свою страну, родных и себя от любых лихолетий.
КСТАТИ
В духовной сфере католический епископат потребовал от чиновных оккупационных структур распространить на все парафии Польской православной церкви замену церковнославянского и русского языков в православном богослужении и в метрических книгах соответственно на польский.