Гродненский областной театр кукол может отмечать день рождения трижды в году
Тридцатый день рождения готовится отметить в нынешнем году Гродненский областной театр кукол — творческий коллектив, регулярно радующий как маленького, так и взрослого зрителя интересными, необычными премьерами. Его название буквально на устах у гродненцев. Что ни месяц — то событие: новые постановки, праздничные программы, поездки на фестивали, участие и победы в международных конкурсах следуют одна за другой. Не случайно театр отмечен Специальной премией Президента Республики Беларусь за вклад в развитие международных культурных связей.
Столь же интересной, как нынешний день, оказалась и история Гродненского театра кукол. Кропотливо поработав в архивах, краевед Виктор Саяпин разыскал в Государственном архиве Гродненской области уникальные факты: оказалось, что свой день рождения гродненские кукольники могут праздновать ни много ни мало трижды в году. Именно столько раз создавался в городе над Неманом театр кукол. А самое первое его рождение, утверждает Виктор Юрьевич, состоялось семьдесят лет назад, что делает гродненский театр, вслед за Белорусским государственным театром кукол, одним из старейших кукольных коллективов страны. При этом первая из историй его рождения связана с именем знаменитого Сергея Образцова.
— Начиналось все в далеком 1939-м, — рассказывает Виктор Саяпин. — После оккупации Польши, спасаясь от фашизма, деятели искусства и культуры с ее территории потянулись на восток — в западные области БССР. Вскоре в Гродно, Белостоке, Бресте появились известные польские музыканты, актеры, режиссеры, журналисты. В Гродно перебрались музыкант Эдди Рознер, экстрасенс Вольф Мессинг, писатель Густав Херлинг-Грудзинский, актеры Владислав и София Ярема. С именами последних и связано первое создание в городе над Неманом кукольного театра.
Увидев осенью 1939 года гастроли Центрального театра кукол Советского Союза под руководством заслуженного артиста РСФСР С.В. Образцова в Белостоке, супруги Ярема загорелись желанием создать труппу кукольников в Гродно. И это им удалось — 2 февраля 1940 года вышло соответствующее постановление № 125 Совета Народных Комиссаров БССР. И так распорядилась судьба, что в эти же дни в Гродно с большим успехом выступал театр Образцова, который дал молодому коллективу первые уроки мастерства. В том же зимнем месяце новорожденная труппа под руководством Владислава Яремы представила на суд зрителей премьерный спектакль «Цирк Тарабумба».
Вот что писал оказавшийся в Гродно в это время польский литературный критик, журналист Густав Херлинг-Грудзинский: «Зима 1940 года. Нашел довольно скромно оплачиваемую работу в «Первом Государственном театре кукол Западной Беларуси» под руководством Владислава Яремы, в столярном цехе, который занимался вырезанием, монтажом, раскрашиванием и декорированием деревянных актеров. Работа низкооплачиваемая, но с важным тогда преимуществом принадлежности к «трудовому коллективу», которая давала право посещения столовой и получения карточек на хлеб, а также получения жилья в реквизированных квартирах».
Коллектив насчитывал три десятка актеров и пользовался поддержкой местных властей. На первоначальном этапе для становления и развития театр получил 225 тысяч рублей, автобус, занялся активной гастрольной деятельностью. Первые гастроли зимой 1940 года с успехом прошли в Столбцах. В этом же сезоне театр выступал в Новогрудке и Минске. Всего за неполные полтора года существования представления увидели более 80 тысяч зрителей.
После оккупации Гродно супруги Ярема вернулись в Варшаву. Там приняли активное участие в Варшавском восстании и оказались в концлагере Штутгофф, затем в лагере смерти Альтворвер, откуда в октябре 1944 года бежали. В 1945 году Владислав Ярема основал в Кракове Театр кукол «Гротеск», снялся в нескольких художественных фильмах, позже был профессором и деканом факультета кукол Краковской государственной высшей театральной школы.
Второе рождение Гродненского театра кукол состоялось уже в 1946 году в статусе самодеятельного коллектива при Доме народного творчества. Деятельность театра успешно продолжилась в последующие десятилетия. Так, в 1958 году было показано 516 спектаклей. Всего за время работы театр обслужил более 100 тысяч зрителей.
И наконец, в третий раз театр, уже как Гродненский областной, возродился осенью 1980 года. У его истоков стояли молодой режиссер Сергей Юркевич и старейший художник белорусского государственного театра кукол Леонид Быков, творческая личность, очень хорошо известная не только в Беларуси, но и за ее пределами. В 1986 году труппа получила собственную сцену — здание старейшего театра Беларуси, построенное еще во времена Антония Тизенгауза.
В классических стенах творческий коллектив достойно продолжил заложенные на протяжении столетий традиции.
— Только в прошлом году мы трижды выезжали на гастроли — в Брест, Вильнюс и Белосток, участвовали в двух международных фестивалях — в литовском Паневежисе и российской Рязани, принимали на своей сцене белорусских и зарубежных гостей, организовали выставку, посвященную Году родной земли, и представили публике две премьеры, — рассказал директор театра Александр Игнатенко.
Что же касается истории рождения театра, то в XXI веке она неожиданно «закольцевалась». В 2002-м гродненские кукольники получили приглашение выступить в Польше перед преподавателями Краковского университета. И спектакль этот состоялся… в зале того самого театра «Гротеск», основанного Владиславом Яремой. С тех пор артисты обоих коллективов поддерживают творческие связи, обмениваясь гастролями. В 2009-м гости из Кракова дали на гродненской сцене два представления: «Баллады и романсы Адама Мицкевича» для взрослых и «Гадкий утенок» — для детей. В нынешнем году в Краков собирается Гродненский театр кукол.
На снимках: здание театра вчера и сегодня.
Фото: архив Гродненского областного театра кукол