Дефицит современных материалов, где учат строителей, аукнется недоделками в новостройках

Задание на дом

Министр труда и соцзащиты Ирина Костевич обозначила главную проблему на рынке труда в стране — дисбаланс предложения и спроса. Наниматели ждут квалифицированных сотрудников, а соискатели, которые приходят в центры занятости, нередко либо себя переоценивают, либо частично потеряли квалификацию. Не секрет, что направленным по распределению молодым специалистам тоже не везде рады. «С первого дня переучиваем» — это вам, уверена, скажут в любой строительной организации. Думаю, вы без подсказки знаете ответы на вопросы, почему в новых домах текут крыши, кривые откосы или отчего появляются трещины в фундаментах. Далеко не в каждой новостройке все сделано идеально. Что можно изменить? Как помочь учебным учреждениям выпускать специалистов строительных специальностей профессионалами? Этими вопросами серьезно озадачилось Минстройархитектуры.

Чтобы научить строительным специальностям, нужны современные материалы.
Фото автора

Кобринский государственный политехнический колледж стал первым из учреждений образования, осуществляющих подготовку кадров для строительного комплекса, который посетили представители Минстройархитектуры во главе с замминистра Дмитрием Семенкевичем, а также руководители управления образования Брестского облисполкома.

В Брестской области рабочих строительных специальностей готовят в 7 колледжах и лицеях. Вместе с тем в строительных организациях региона не хватает каменщиков, плотников, бетонщиков. Отток профессионалов произошел в конце 2015-го — 2016-м, когда в строительстве наблюдался спад. Люди увольнялись из стройорганизаций и уезжали работать в Россию и Польшу. Сейчас — подъем. К примеру, ОАО «Стройтрест № 2» (Пинск) хоть сегодня готово взять 50 человек.

Директор Кобринского государственного политехнического колледжа Александр Ющук говорит, что ежегодно только их учреждение выпускает до 200 человек. Чтобы удовлетворить спрос организаций-заказчиков, в дипломе у выпускника не просто запись, к примеру, «каменщик» или «арматурщик». Отсюда выходят специалисты высокого профиля, в одном лице и каменщик, и плотник, и бетонщик, и арматурщик. Хватай, кажется, такого парня или девушку, давай хорошую зарплату, общежитие, чтобы после отработки не было желания искать вакансию получше. Увы, получка у молодых специалистов оставляет желать лучшего. Отсюда и стремление набить руку и умчаться в поисках лучшей доли.

В кобринском колледже есть ресурсный центр. База, где могут обучаться на практике не только свои учащиеся, но и других колледжей и лицеев. Дмитрий Семенкевич оценил его материально-техническую базу:

— Мы во всех областях посмотрим ресурсные центры, начали с Кобрина, чтобы увидеть, насколько полноценно идет подготовка кадров на практике. Не ставим задачу поменять что-то в образовании, но доразвить, усовершенствовать кое-что надо. Учебные заведения и ресурсные центры должны быть обеспечены необходимыми расходными материалами. Сейчас есть дефицит. Мы увидели в Кобрине, что каменщикам, к примеру, не хватает современных материалов. Возможно, ребята знают о них из интернета, но на практике с ними не сталкивались. Придут они на работу и будут заново учиться? Такого не должно быть. Стройтресты могли бы шефствовать над учебными заведениями, потому что они, как заказчики, в первую очередь заинтересованы в качестве подготовки специалистов.

Руководители стройорганизаций обязаны взять молодого специалиста по распределению, но соискателя из числа безработных будут оценивать скрупулезно. Да, сегодня бетонщика или арматурщика тоже хотят видеть с портфолио, чтобы оценить практические навыки, прежде чем принять на работу. Нынче, кроме колледжей и лицеев, можно повышать квалификацию на частных курсах. Строитель, который хочет быть востребованным, сам должен думать об этом.

Мне рассказали, в какую смешную ситуацию попали члены белорусской делегации в Германии, когда задали коллегам вопрос насчет нормативов по повышению квалификации работников строительных организаций. Переводчик переводил вопрос, а хозяева переглядывались в непонимании. Там принято повышать квалификацию не по требованию организации, не по какому-то графику, а исходя из личных представлений о своей квалификации. Если подмастерье хочет стать мастером и хорошо зарабатывать, в выходные, за свои деньги он будет учиться.

К слову, в той же Германии профобучение поддерживают производители металлоконструкций, строительных смесей, плитки и так далее. Такая практика есть и у нас. Но больше сконцентрирована в Минске. В регионы производители не особенно идут, чтобы научить специалистов работать со своими материалами. Возможно, инициатива Минстройархитектуры, поддержанная коллегами из Минобразования, изменит ситуацию с практической подготовкой рабочих строительных специальностей. От хорошего — к лучшему.

kozlovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter