Перед встречей Сергей Клишевич признался, что педагоги для него почти как священники. Тем самым подчеркнул воспитательные функции этой важнейшей профессии, формирующие правильную систему ценностей у молодежи. Сам спикер, к слову, тоже преподаватель, историк. Так что точек соприкосновения с аудиторией долго искать не пришлось. Как и тему для общения. Всю пару эмоционально проговорили об истории страны и патриотизме.
— Неважно, какой предмет вы будете вести. От вас, учителей, зависит, вырастут наши школьники патриотами или пофигистами, — обратился к залу депутат. И стал тестировать знания ребят о Великой Отечественной войне.
Они уверенно называли число сожженных деревень и другие факты геноцида. А вот в знании происхождения бчб-флага обнаружился глубокий пробел. Но презентация архивных данных, которую спикер сопровождал комментариями, его восполнила. Третьекурсник Павел Карповнин, будущий учитель математики и информатики, после встречи признался:
— У меня остался лишь один-единственный вопрос. Как после всего, что творили здесь под этой бчб-тряпкой предатели, ее в 2020‑м выдавали за символ свободы и выводили людей на улицы?!Сергей Клишевич добавил: раньше в стране считали, что нужно распространять знания о героях войны, благодаря которым мы живы и свободны, а не о предателях. Но после того как коллаборационистов, руками которых фашисты вершили жуткие дела, в информационном пространстве западная пропаганда стала выдавать за героев, стало ясно: и позорные страницы надо раскрывать, чтобы не было искажений исторической правды.
— Есть кто-то в зале, чьи предки освобождали Польшу? — звучит вопрос спикера.
Есть. Прадед Насти Бурштын из Брестской области был в рядах Советской армии, которая очистила Европу от коричневой чумы. Не дожив всего три дня до Победы, возвращаясь по территории Польши домой, он погиб недалеко от границы с Родиной. После многозначительной паузы спикер предлагает:
— Давайте гуглить, друзья, берем смартфоны! Сколько памятников советским воинам-освободителям было в Польше?
— 561 памятник! — оперативно реагирует студентка с первого ряда.
— И их теперь массово уничтожают, — продолжил спикер. — Стирают память о людях, благодаря которым не стало концлагерей и массового уничтожения белорусов, евреев и их, поляков. И этих людей называют захватчиками. Гуглим снова, сколько осталось памятников в Польше?
— Тридцать! — звучит ответ из середины зала.
Сергей Клишевич обращается к Насте Бурштын, наследнице победителя: не обидно ли ей за своего прадеда, отдавшего жизнь в том числе и за жителей Польши? Блеснувшие на глазах девушки слезы были красноречивее слов. Как выяснилось, захоронение ее предка-героя тоже оказалось под угрозой уничтожения, но ее родственнику с трудом удалось отвоевать право его сохранить.
- Когда наступают тяжелые времена, каждый человек и каждый народ делает свой выбор — защищать свою землю, своих близких от врагов или прогнуться перед ними, предав свои ценности, - мотивирует спикер к рефлексии. - В Великую Отечественную двадцать тысяч белорусов пошли в услужение к оккупантам, а более 400 тысяч - в партизаны и подпольщики. Потом многих предателей, которые после окончания войны убежали от расправы, приютили США и Канада. Страны, которым выгодно и сейчас сохранять жизнь и комфорт коллаборантов, могут желать нам добра?..
Ректор вуза Валерий Навныко после встречи поделился впечатлениями:
- Получился живой непосредственный разговор об истории и патриотизме. И его содержание, особенно архивные данные, интересны и преподавателям. Поэтому важность «Зачетных разговоров» сложно переоценить. Хорошая практика. Стоит продолжать.
* * *Журналисты издательского дома «Беларусь сегодня» провели «ЗАчетный разговор» с учащимися Белорусского государственного колледжа промышленности строительных материалов.
Светлана Исаенок и Андрей Муковозчик
У второкурсника Антона Черепана назрело к журналистам сразу несколько вопросов.
— Станет ли Беларусь полноценной ядерной державой? — спросил учащийся колледжа у гостей. — Из этого вытекает еще один момент. Правдивы ли слухи о том, что места хранения тактического ядерного оружия находятся в плохом состоянии?
— Серьезный Антон, между прочим, сразу взял быка за рога, — заметил после бурных аплодисментов наш обозреватель Андрей Муковозчик. — В современном мире многое является не тем, чем кажется. С этим вам еще предстоит столкнуться во взрослой жизни. С одной стороны, нужно уметь отличать потоки слов от реального дела. А другая сторона медали — обращать внимание на то, как слова и информация сами по себе могут менять одновременно мир и нас самих. Это я к чему говорю? Ядерное оружие еще не привезли к нам, но оно уже работает. Пример тому — вопрос Антона.
Еще один учащийся поинтересовался не менее важным вопросом. Второкурсник спросил у спикеров, как они относятся к легким наркотикам. Ответное слово взяла на себя журналист «СБ. Беларусь сегодня» Светлана Исаенок, которая более семи лет работала с правоохранительными органами:
— Все наркозависимые начинали с легких наркотиков. Хорошо, что здесь прозвучал такой вопрос, ведь, если мы не будем проговаривать, это станет нормой. Что касается легализации наркотиков в других странах, такое решение неизменно ведет к росту числа наркоманов. Наркотики влияют на все общество и его здоровье.
В заключение спикер добавила:
— Берегите нашу страну и нацию, делайте все возможное для того, чтобы она развивалась, и она, в свою очередь, тоже ответит вам взаимностью.kozlovskaya@sb.by
lukashik@sb.by