Елена Марченкова и Владимир Зинкевич
Расти, личность
Вопрос «нужен ли художнику диплом?» у заведующего кафедрой монументально-декоративного искусства, профессора, лауреата Государственной премии Владимира Зинкевича вызывает недоумение:
– Как можно чему-то научиться, не учась? Художественное образование помогает сформировать яркую, думающую, харизматичную личность. Именно учебное заведение позволяет окунуться в творческую среду, обрести профессиональные навыки.
За время учебы студенты учатся видеть окружающий мир особым образом. Они получают новую информацию, общаются с опытными и талантливыми преподавателями. Художественная среда, которая ребят окружает, позволяет им развиваться.
Владимир Леонидович уверен, что только в БГАИ можно научиться такому сложному виду изобразительного искусства, как монументальное. Это симбиоз большого объема творческих дисциплин: мозаика, витражи, энкаустика, фресковая живопись. Уходят годы, чтобы освоить приемы работы с этими техниками.
Незрелое художественное образование превращает творческий процесс в «попсу». Рынок порой жестко диктует условия взаимоотношения с художником, поэтому молодых творцов нужно учить быть терпеливыми, уметь отстаивать свои принципы, сохранять индивидуальные творческие черты. Да и новые технологии, с одной стороны, помогают в творчестве, с другой – приводят к тому, что навыки утрачиваются. Студент кафедры дизайна БГАИ на международном конкурсе, который проводила одна из крупных автомобильных компаний, занял первое место только потому, что нарисовал модель вручную. Остальные сделали это с помощью компьютерной программы.
Две недели на экзамен
Елена Марченкова готовится к ЦТ и творческому конкурсу в академию искусств. В этом году юная художница оканчивает специализированный колледж, но уверена, что образование лишним не бывает:
– Не хочу быть дилетантом. Хочу стать профессионалом.
Девушку не пугают ни шестилетнее обучение, ни вступительный экзамен, который длится две недели (!).
Единственное, переживает: у себя в колледже постигает секреты профессии дизайнера, но такую дисциплину, как «композиция», не изучала. А настоящему художнику без нее никак.
Михаил Субцельный
Профессия прокормит
Зато у шестикурсников Юлии Пакиной и Михаила Субцельного сессии уже позади. До получения заветного статуса «молодой специалист» осталось пару месяцев. Сейчас ребята трудятся над дипломной работой – делают витраж в интерьере недавно отремонтированного здания Академии искусств. Распределение – в середине апреля, но оба уже знают, куда пойдут работать. К слову, на курсе всего шесть человек, и на всех пришли заявки.
Юля, к примеру, планирует устроиться на должность художника-редактора в издательстве:
– Полученные в академии знания и навыки пригодятся мне, даже если не буду заниматься мозаикой и витражами. И помогут справиться с любой поставленной задачей.
Михаил отправится на одно из крупных минских предприятий, где будет заниматься дизайном керамической плитки:
– Считаю это неплохим вариантом, зарплата устраивает. Если появятся время, силы и желание, займусь творчеством. Пока же на первом месте – учеба.
***
А как же Ван Гог, который, как известно, был художником-самоучкой? Не стоит забывать, что голландский постимпрессионист нанимал педагогов, которые помогали ему в учебе, и очень много занимался самостоятельно. К тому же он обладал уникальными способностями – не каждому дано быть Ван Гогом. Корочка об образовании не гарантирует успеха, славы и денег. Все зависит от самого художника, его трудоспособности и желания добиваться поставленных целей.
А МЕЖДУ ТЕМuradova@sb.by
Анатолий Щеголев из Речицы университетов не оканчивал. За плечами только детская художественная школа. При этом он – известный график, живописец, дизайнер, декоратор, карикатурист, входит в Международный художественный рейтинг. Его работы находятся в галереях, музеях и частных коллекциях более 20 стран, побеждают на международных фестивалях, каждый год автор устраивает по 3–5 персональных выставок. А еще Анатолий вошел в Книгу рекордов Беларуси как обладатель самой большой коллекции фото, на которых он дарит свои шаржи звездам. Проблему образования видит в том, что в учебных заведениях не учат презентовать и продавать собственное творчество:
– Молодые художники не знают, как организовать выставку, боятся это делать. Они не догадываются, что начинать можно не с известной галереи в Минске, а местного ресторана, кафе, библиотеки, больницы или школы. Почему бы нет? Другое дело, что сегодня в обществе нет спроса на их творчество. Это раньше сложно было представить дом, в котором стены не украшали бы картины или, в крайнем случае, репродукции. Сейчас прекрасное все больше уходит в виртуальное пространство.
Кроме того, у нас нет полноценной инфраструктуры – аукционов, биеннале, выставок-продаж. Во время мастер-классов, тренингов я учу, как начать выставляться, если у тебя нет имени и денег, договориться со СМИ.
Конечно, в некоторой степени жалею, что не получил высшего образования. Возможно, оно позволяло бы открывать еще больше дверей.
Фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА и из личного архива Анатолия Щеголева