Зачем белорусы в Новый год зерно сеяли

В белорусской мифологии есть герой, который считался главным зимним божеством задолго до святого Николая и Деда Мороза. Это Зюзя — олицетворение холода и стужи. Правда, выглядел он не так прилично, как нынешние персонажи: был низкого роста, лыс, но зато с косматой бородой, ходил в тулупе и… босиком. Характерный атрибут — железная булава, которой Зюзя, будучи в дурном расположении духа, колотил по деревьям и земле, нагоняя трескучие морозы. 


Вплоть до XIX века именно Зюзя чаще всего упоминается в белорусских деревнях как главный герой новогодних праздников. «Зюзя на дворе — кутья на столе!» — говорили крестьяне. И обязательно оставляли немного обрядовой каши за порогом, чтобы он сильно не лютовал. Считалось, что Зюзя терпеть не может тех, кто жалуется на стужу, бодрым же и веселым дарует здоровье.

В наше время своенравный дедок окультурился, получил фамилию Поозерский и прописался на собственной усадьбе в деревне Озерки Поставского района. Встречает туристов, поит чаем, кормит блинами и разносолами, приготовленными по старинным рецептам. Одним словом — легализовался. Да и присмирел, пожалуй. И это далеко не все трансформации персонажей новогоднего фольклора.

У предков белорусов задолго до прихода христианства начало нового года было связано не с 1 января, а с днем весеннего равноденствия. Главные герои этих торжеств — волочебники. Мужчины и женщины собирались группами и ходили от дома к дому с песнями, поздравлениями, пожеланиями крепкого здоровья и благополучия. За это хозяева одаривали их хлебом, яйцами, салом, колбасами и прочим. Когда начало нового года было перенесено с весны на зиму, эстафету переняли колядовщики. Нарядившись в костюмы Козы, Медведя и других животных, они обходили хаты и исполняли величальные колядные песни. Согласитесь, очень похоже.

Счастье в лукошке

Гадания церковь не одобряет вообще, а в пост особенно. Но поскольку в сознании белорусов языческие и христианские традиции тесно переплелись, различные обряды, пришедшие из глубины веков, были очень популярны. Как правило, все они направлены на то, чтобы привлечь благополучие и достаток, отогнать несчастья от семьи. Например, в некоторых регионах Беларуси в первое утро нового года «сеяли» рожь, овес и ячмень. Это, казалось бы, бессмысленное зимой действо поручалось детям — они ходили по домам с полными лукошками и имитировали сев, посыпая зернами пол. При этом пели песни, желая хорошего урожая в новом году. Взамен хозяева угощали ребятишек сладостями.

Представители католической конфессии, отпраздновавшие Рождество, на Новый год уже могли позволить себе скоромные блюда. У православных же продолжался Филиппов пост, поэтому меню новогоднего стола было хоть и разнообразным, но без «запрещенки».

ПОВЕРЬЯ

♦ До наступления нового года нужно отдать долги, чтобы они не потянули за собой новые.

♦ В Новый год нельзя выполнять тяжелую работу, а то будешь весь следующий год работать без отдыха.

♦ Торговцы 31 декабря продавали первому покупателю товар за минимальную цену — это сулило удачу в делах в наступающем году.

♦ Молодые девушки в новогоднюю ночь несколько раз переодевались во все новое (у кого была такая возможность, конечно). Считалось, что тогда обновки будут весь следующий год.

ПРИМЕТЫ

♦ В Новый год сильный мороз и малый снежок — к урожаю хлебов, а если тепло и нет снега — к неурожаю.

♦ Если небо затягивают тучи — скоро потеплеет.

♦ В новогоднюю ночь небо звездное — в лесах будет много ягод.

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter