– СКОЛЬКО себя помню, любила рукодельничать, — вспоминает Мария Ивановна. — Это, наверное, от родителей: мама и бабушка умели вязать, вышивать и ткать. А меня привлекали разноцветные ниточки, которые потом ложились на ткань цветами и живописными узорами. Знакомство с ткачеством произошло у бабушки. Хоть и была совсем маленькой, но запомнила момент, когда увидела ее за станком. Бабушка лихо ткала половики. В нашу пору их в каждом доме было много.
Прошли годы. Мария Ивановна стала кондитером, но потом судьба привела ее в районный Дом ремесел в Октябрьском.
— За короткий срок нужно было изучить и освоить ткацкий станок, заправить и начать ткать, — продолжает мастерица. — Учиться приходилось самостоятельно, путем проб и ошибок, но только так и приобретаются опыт и мастерство. Зато сколько было счастья от первого рушника! Вначале пробовала возродить пояса, поскольку именно пояс считался одним из главных предметов гардероба белорусов.
За станком мастерица проводила практически каждый день, поэтому легко владеет ткацкими навыками. Тонкая нить в умелых руках превращается в пояса, скатерти, рушники и другие вещи белорусского обихода. Многому из того, что умеет сама, научила она и ребятишек, которые посещали Дом ремесел.
— Там занималась с детьми, обучала их азам ремесла. С малышами ткали на дощечках и бердышке пояса, сумочки. Ребятне очень нравилось!
С Марией Ивановной они ткали, справлялись с прялкой, моталкой, кроснами и челноком. К слову, ткацким ремеслом овладели ее дочь Ольга и внучка Катя, радуется мама и бабушка:
— Создавать своими руками неповторимые вещи для дома, для людей — это уникальная возможность. Это постоянный творческий поиск, который не заканчивается. Чем больше осваиваешь ткачество, тем четче понимаешь, что границ возможностей и фантазии не существует. Каждый раз, садясь за станок, испытываю трепет и чувствую себя волшебницей, когда рождается новое полотно.
Благодаря ткачеству ребята горпоселка Октябрьский научились усидчивости и терпению, трудолюбию и умению видеть прекрасное. Ведь сначала надо подготовить станок к работе, а это кропотливый труд. Он подчас занимает больше времени, чем само ткачество. И даже у опытного мастера на тканый пояс уйдет не менее трех дней, в зависимости от сложности изделия.
Некоторые считают занятие ткачеством пережитком прошлого. Но Мария Ивановна говорит, что в последние годы у людей растет интерес к ремеслу. Взрослые и дети хотят сами научиться ткать различные изделия. Когда мастерица бывала на выставках, многие задавали ей вполне конкретные вопросы: где станок купить, какие нитки взять, как заправить? И она всегда в таких случаях помогала советом.
— Конечно, раньше мастерство передавалось из поколения в поколение, от матери — к дочери, — добавляет мастерица Сарнавская. — Умение ткать определялось как одна из важнейших составляющих женской добродетели. Неслучайно девичье тканое приданое выставлялось напоказ, чтобы все увидели мастерство девушки, ее усидчивость, трудолюбие, умение видеть и создавать красоту.
В наше время, говорит Мария Ивановна, ручное ткачество — редкость, но оно имеет большое будущее:
— Его надо изучать, сохранять и развивать. Для меня это в первую очередь способ самовыражения, изучения и сохранения древнейшего ремесла. Учусь, как вплести старые традиции в современную жизнь.
Ну а если говорить про финансовую сторону, то едва ли ткачество в наши дни может дать стабильный доход. Для Марии Ивановны это, конечно же, просто хобби. Заработать на ткачестве можно, уверена она, но сложно. Большая часть денег уходит на приобретение ниток, пряжи, тканей, каких-то инструментов. А уж приобрести ткацкий станок — почти заоблачная мечта.
Сегодня десятки ее изделий, а это рушники и пояса, хранятся в местном Доме ремесел.
— Очень рада, что все еще жива та самая нить традиций, о которой нет-нет да и заговорят. Именно благодаря мастерам, которые тянут эту нить, прядут, а затем ткут из нее полотно истории.
vakulich@sb.by
Ткачиха из горпоселка Октябрьский 20 лет учила молодежь ремеслу и заслужила звание народного мастера
За станком прошлого и будущего
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.