Многие годы Китай славился своей дешевой рабочей силой, и зарплаты там были совсем небольшие. Поэтому различные транснациональные компании переносили туда свое производство. И практически на многих мировых брендах ярко засветилась надпись Made in China. Однако уже сегодня Поднебесная по технологиям не только не уступает западным странам, но во многом и превосходит их. Сейчас очень много людей из самых разных стран мира, включая и СНГ, отправляются покорять Китай. У многих получается, а у некоторых и не совсем. Любопытными впечатлениями о работе в Китае поделился блогер–путешественник Дмитрий Дмитриев, который полтора года преподавал в КНР английский язык. Впрочем, картина, которую он обрисовал, типична для многих русскоязычных путешественников, осваивающих китайский опыт жизни.
Бизнес–виза
У меня большой опыт проживания во многих странах. Я, как говорится, гражданин мира. Побывал в различных государствах, начиная с США и заканчивая Индонезией. А в 2014 году почти случайно оказался в Поднебесной. Мой друг детства, который работает в Китае, предложил прилететь к нему в город Шэньчжэнь и поработать там учителем английского. В КНР многие приезжие из стран СНГ работают либо моделями, либо преподавателями. Я знаю девушку, которая отправилась в Китай работать танцовщицей, а уже через месяц преподавала английский. Но чтобы сделать рабочую визу, нужен сертификат TESOL, который подтверждает владение иностранным языком на уровне носителя. А у подавляющего большинства тех, кто едет в Китай на заработки, его нет. Я оформил бизнес–визу, дающую право на неоднократные деловые поездки, но официально по ней работать нельзя, поэтому мог рассчитывать только на подработки. Получилось так, что билет на самолет за 200 долларов мне купил друг, еще столько же я взял с собой на еду. Первое время жил у него. Деньги быстро заканчивались, а жить на что–то же надо было. Подвернулась подработка: нас пригласили сняться в рекламе. В Китае реклама с приезжими очень популярна. Мы два дня изображали офисных служащих, которые сидят за компьютерами, и получили за это порядка 150 долларов.
Поиски
Я искал, как трудоустроиться, через китайский мессенджер WeChat. В нем есть группы по поиску работы, есть агенты, которые с этим помогают. Но и связи в Китае играют большую роль. Знакомая друга, которая преподавала в центре изучения английского языка, уходила в отпуск и искала себе на замену человека. Решил сходить в эту школу. Раньше у меня был опыт работы с детьми: водил их в турпоходы и некоторое время преподавал английский в детском лагере. Меня встретил учитель английского, который оказался русским. Я потом понял, что в Китае английский преподают, как правило, не носители языка, так дешевле. Родителям их, конечно же, представляют как англичан, американцев или канадцев, потому что заниматься у носителя престижно.
Выяснилось, что центру даже на замену специалист не нужен, но я попросил разрешить мне пройти собеседование. Оно проводится в форме демоурока: ты показываешь преподавателям, как провел бы урок с детьми. В итоге меня пригласили на полную ставку, предложили годовой контракт! TESOL мне не понадобился... Сказал, что хочу 16 тысяч юаней в месяц (около 2.300 долларов. — Прим. ред.). Это, кстати, не самая низкая и не самая высокая зарплата. Но мне сначала платили немного меньше, но со временем я все–таки стал зарабатывать эти 16 тысяч юаней.
Работа
График в языковых школах такой: понедельник, вторник — выходные, остальные дни — рабочие. Я работал в среду–пятницу с 3 часов дня и до 9 вечера, а в субботу — воскресенье — с 9 утра до 6 вечера. К слову, в Китае принято днем один час поспать. У нас в кабинетах для этого стояли мягкие лавочки. На неделе мой рабочий день был расслабленным: у меня могло быть всего 1–2 урока, в какие–то дни вообще ни одного. Не могу сказать, что я мучился и впахивал.
Я выбрал группу детей в возрасте от 4 до 10 лет. Не хотел, чтобы ученики догадались, что я не носитель, то есть если бы я накосячил, они бы этого не поняли. Думаю, некоторые родители подозревают, что носители на самом деле никакие не англичане, но закрывают на это глаза. В конце концов, важно, чтобы учитель был хороший и ребенок учился с удовольствием. В Китае английскому обучают в форме игры, живого общения. У нас была интерактивная доска с картинками и видео. Мы пели песни, вырезали из бумаги, рисовали, кидали мячик. Очень важно умение контактировать с детьми, держать их внимание, а не стоять как истукан. Если возникала необходимость донести что–то на китайском, то мне помогала ассистент, девушка–китаянка. Но это происходило редко. Обучение строится на том, что учитель использует карточки с рисунками и дети повторяют за ним слова, например: «батерфлай», «флауэр», «кар». Или же он использует язык жестов, скажем, я показываю на себя пальцем и говорю: «Май нэйм из Том».
Китайцы понимают, что английский — язык международного общения, и готовят своих детей к тому, чтобы они имели максимальные возможности в будущем. Могли поехать учиться и работать в другую страну, например в США или Канаду.
Жилье
В Китае многие иностранцы, которые приезжают на работу, снимают жилье вместе — так выгоднее. Самые обычные комнаты стоят от 360 до 450 долларов в пересчете.
Но я снял в Шэньчжэне квартиру в два раза дороже. Это была хорошая двушка в новом доме на высоком этаже и с красивым видом. К тому же она находилась в 10 минутах ходьбы от места работы. Шэньчжэнь — молодой мегаполис, построенный как ответ Гонконгу, с населением 13 миллионов человек. Там есть метро и автобусы, но мне не нравится общественный транспорт. Китайцы не всегда понимают, что такое личное пространство, поэтому это вызывало дискомфорт. И лучше жить недалеко от работы.
Еда и другие траты
Еда и техника в Китае стоят примерно как у нас. Я получал чуть больше двух тысяч долларов и всегда мог немного откладывать. Купил хороший ноутбук и смартфон, ходил по кафе и ресторанам, спокойно тратил и ни в чем себе не отказывал. В Китае идти в магазин необязательно, там божественная система доставки товаров, заказанных в интернете. Еду развозят ребята на мотороллерах.
Вообще, питание было для меня страданием. Я не люблю готовить сам, а питаться в китайских забегаловках проблематично: все жареное, острое, много масла и мало овощей. Одна из первых фраз, которую стоит выучить на китайском, — «Не нужно острого», тогда есть шанс, что тебе принесут не такое «горящее».
А вот свежие овощи китайцы не едят — они их или жарят, или парят. Пьют теплую воду: они уверены, что все холодное вредно.
Я питался в заведениях, где готовят китайские мусульмане: они делают лапшу, лепешки, пельмени. Можно пойти и в заведения европейской кухни, но там ценник выше. Вам также будет не хватать молочных продуктов. Молоко в основном из порошка, о сметане и йогуртах придется забыть. Хлеб на любителя — сладкий, с вкраплениями вроде бекона. Я покупал у девушки из Украины домашний бездрожжевой, и стоил он в пересчете порядка 6 долларов!
Преимущества и трудности
Можно сказать, что в Китае на европейцев обращают пристальное внимание. Им делают скидки в ресторанах, их бесплатно возят по ночным клубам и даже платят им за это. Если в заведении отдыхает турист из Европы, то оно считается крутым. Но когда ты все время в центре внимания, это напрягает.
Однако в чужой стране подвергаешься рискам, и высокая зарплата оправдана. Для иностранца, который не знает китайского, в КНР все может быть проблемой: купить билет, снять квартиру, элементарно найти дорогу. Взрослые китайцы английским не владеют. Вокруг меня были люди, которые мне помогали, без них мне было бы очень сложно. Но большие деньги затягивают. Я поехал в Китай на полгода, чтобы заработать и продолжить путешествовать, а в итоге остался на полтора. Уехал, когда закончилась виза...
Ольга КУЗНЕЦОВА.