Великолукский драматический театр показал в Минске свои спектакли

За Базарова ответили

В начале марта состоялись обменные гастроли Белорусского государственного академического театра и труппы из старинного российского городка Великие Луки. Гости из Псковской области привезли в Минск постановки «Волки и овцы», «Ганди молчал по субботам», «Птица Феникс возвращается домой», «Старший сын» и «Базаров». Спектакль по роману Ивана Тургенева поставил режиссер Юрий Печенежский. «Базаров» интересен смелым, практически новаторским прочтением, все приметы актуальной режиссуры тут налицо. 

ФОТО LUKI-DRAMA.RU

Зрителей встречают огромные лягушки в человеческий рост. Вот выезжает скрипучая телега, символ неторопливой деревенской жизни. Герои в одной из сцен пытаются в ней то ли поменять колесо, то ли что-то починить. Телега неповоротлива и скрипуча. Тут же следуют рассуждения об устройстве российской жизни и критика общественных институтов. Персонажи утопают в велеречивых словесах. Базаров в темном пиджаке и Кирсанов в белых кроссовках. Они похожи на парочку хипстеров, сбежавших из столицы подышать свежим деревенским воздухом. Аркашу Кирсанова уж точно никакое будущее общественных институтов не беспокоит. 

Спектакль тяготеет к метафоричности, знаковости, но порой до конца понять, что значит тот или иной символ, сложно. Вот свисают многочисленные канаты, и единственная трактовка, которая пришла мне на ум: у героев нервы как канаты натянуты. Вот родители Базарова во время его монолога ходят практически на цыпочках, чтобы не потревожить сына, и выносят на сцену различные предметы — от ружья до гитары, видимо, имеющие отношение к отпрыску. 

Минимализм сценического оформления вовсе не подразумевает минимализма чувств. Актеров после некоторых рассуждений о судьбах России подхватывает неуемный любовный вихрь под композиции «Иверни, выверни», «Три и два» и, по-моему, «Утопленники» группы «АукцЫон» и примкнувшего к ней в альбоме «Жилец вершин» поэта Алексея Хвостенко. Альбом знаменит тем, что все песни в нем написаны на стихи «председателя земного шара» футуриста Велимира Хлебникова. Какое отношение футуризм имеет к роману Тургенева, тоже большой вопрос. Видно, что режиссер посмотрел много талантливых спектаклей и где-то даже не избежал их плодотворного влияния. Пусть это и так. Мне подумалось о другом. Великие Луки — городок с населением чуть более 90 тысяч человек… Можно ли найти нечто подобное в наших «стотысячниках»? Так что, проведя сеанс психоанализа в троллейбусе, я понял, что все мои эстетические претензии к «Базарову» продиктованы только одним чувством — завистью. 

Нельзя не отдать должное смелости великолукской труппы, решившейся поработать в новаторской трактовке классики, предложенной режиссером Юрием Печенежским. В «Базарове» много удачных сцен, в особенности лирические актерские дуэты, и вообще, женский ансамбль вызывает подлинное восхищение. Женская часть ансамбля как-то смелее и азартнее включилась в игру, предложенную режиссером. Она органичнее обживает новую для себя эстетику. Пластический рисунок, богатая эмоциональная палитра исполнения Елены Владимировой, Светланы Долотовой, Алины Бичай и других актрис наводит на мысль, что у Великолукского театра большой потенциал, который талантливый режиссер Юрий Печенежский использовал вполне к месту и по делу. 

Добрый зритель в 9-м ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter