Спектакль тяготеет к метафоричности, знаковости, но порой до конца понять, что значит тот или иной символ, сложно. Вот свисают многочисленные канаты, и единственная трактовка, которая пришла мне на ум: у героев нервы как канаты натянуты. Вот родители Базарова во время его монолога ходят практически на цыпочках, чтобы не потревожить сына, и выносят на сцену различные предметы — от ружья до гитары, видимо, имеющие отношение к отпрыску.
Минимализм сценического оформления вовсе не подразумевает минимализма чувств. Актеров после некоторых рассуждений о судьбах России подхватывает неуемный любовный вихрь под композиции «Иверни, выверни», «Три и два» и, по-моему, «Утопленники» группы «АукцЫон» и примкнувшего к ней в альбоме «Жилец вершин» поэта Алексея Хвостенко. Альбом знаменит тем, что все песни в нем написаны на стихи «председателя земного шара» футуриста Велимира Хлебникова. Какое отношение футуризм имеет к роману Тургенева, тоже большой вопрос. Видно, что режиссер посмотрел много талантливых спектаклей и где-то даже не избежал их плодотворного влияния. Пусть это и так. Мне подумалось о другом. Великие Луки — городок с населением чуть более 90 тысяч человек… Можно ли найти нечто подобное в наших «стотысячниках»? Так что, проведя сеанс психоанализа в троллейбусе, я понял, что все мои эстетические претензии к «Базарову» продиктованы только одним чувством — завистью.
Нельзя не отдать должное смелости великолукской труппы, решившейся поработать в новаторской трактовке классики, предложенной режиссером Юрием Печенежским. В «Базарове» много удачных сцен, в особенности лирические актерские дуэты, и вообще, женский ансамбль вызывает подлинное восхищение. Женская часть ансамбля как-то смелее и азартнее включилась в игру, предложенную режиссером. Она органичнее обживает новую для себя эстетику. Пластический рисунок, богатая эмоциональная палитра исполнения Елены Владимировой, Светланы Долотовой, Алины Бичай и других актрис наводит на мысль, что у Великолукского театра большой потенциал, который талантливый режиссер Юрий Печенежский использовал вполне к месту и по делу.
Добрый зритель в 9-м ряду.