Фото из архива «СБ»
Дебют в роли Репки
Михаил Николаевич родился в 1948 году в латвийской Юрмале. Его отец Николай Павлович был известным писателем — лауреатом Сталинской премии, которую получил за роман «Амур-батюшка», рассказывающий о жизни крестьян-переселенцев Приамурья в царское время. Мать Елена Мельхиоровна Задорнова происходила из рода Покорно-Матусевичей, а также известного рода Олизаровских, который берет начало от короля Стефана Батория.На сцену юный Миша вышел, будучи второклассником рижской школы № 10, — он сыграл в сказке «Репка» роль самой Репки. Третьим городом после Юрмалы и Риги для него стала Москва — здесь Задорнов поступил в авиационный институт (МАИ) на инженера-механика. Позже в этом же вузе он работал ведущим инженером. А печататься начал в год своего поступления — 1974-м.
Студенческий театр
В 1970-е Задорнов уже вовсю развернул свой талант. В родном авиационном институте стал режиссером-постановщиком студенческого театра, с которым объехал все уголки СССР. В 1980-е стал завотделом сатиры и юмора в большом всесоюзном журнале «Юность» — и это стало первой серьезной ступенькой в карьере сатирика «союзного значения».На ТВ дебютировал в 1982 году с монологом «Письмо студента домой», а по-настоящему прогремел в 1984-м с фельетоном «Два девятых вагона». Этот монолог принес ему известность в СССР.
Новое время
После этого всесоюзного успеха миниатюры Задорнова читали самые известные артисты того времени. Во второй половине 1980-х и в 1990-х Михаил Задорнов сотрудничал с Евгением Петросяном, для которого писал эстрадные номера.В 1990-х сатирик начал активно читать монологи самостоятельно, выпускать книги, сниматься в кино. Самая известная роль — в фильме «Хочу вашего мужа» по его же пьесе. В новую, постсоветскую, Россию Задорнов не только вошел сам, но и привел за собой всю страну: именно он зачитывал новогоднее поздравление под бой курантов вместо Президента России Бориса Ельцина 31 декабря 1991 года. С начала 1990-х годов был автором и ведущим известных телепередач, таких как «Аншлаг», «Смехопанорама», «Сатирический прогноз», «Дочки-матери». Спектакли по его пьесам ставились во многих театрах, в частности, в Купаловском с успехом шла постановка «Тапалёвая завея».
Минская премьера
В 2011 году состоялась еще одна белорусская премьера Задорнова: в Национальном академическом театре имени М. Горького вышел спектакль «Записки усталого романтика», в основу которого положены его прозаические произведения. Спектакль поставил режиссер Игорь Куликов. Также в Минске тогда состоялся большой творческий вечер Михаила Николаевича.«Мне самому захотелось позвонить в белорусский театр и предложить этот проект, — признавался Михаил Николаевич во время нашего разговора. — Я сказал: «У меня есть рассказы, может, поставите их? Жалко, что пропадают». Было приятно, что руководство театра и ваше Министерство культуры на это согласились. Я думаю, потому что в Беларуси люди заинтересованы в искусстве, а не в маркетинге. Я уже видел репетиции, видел, как зажглись молодые актеры, у них глаза загорелись. Почему не предлагал этот материал московским театрам? А потому что в Москве он никого бы не заинтересовал. В моей пьесе нет ни чернухи, ни порнухи, ни криминала — всего того, что делает сейчас кассу».
Книга — это уют
Поговорить тогда удалось о многом. «Вы еще думаете о духовности, — говорил писатель. — У вас построена солидная библиотека. Казалось бы, зачем она в наше время, когда есть интернет, флешки и цифровые носители? Потому что книга — это уют, энергия и спокойствие, а цифровые носители — это суета. Когда ты читаешь на цифровых носителях, ты находишься в суете. И совсем другое, когда читаешь книгу под лампой, в библиотечном зале. Так что информацию я храню на флешках, а истинное искусство нахожу в книгах».В режиме диалога
Тем не менее технологии и прогресс книжный человек Задорнов считал благом. Для него важно было находиться со своими читателями и зрителями в режиме диалога. «Например, я съездил на остров Рюген и рассказал о том, что славяне были в тех местах еще до прихода немцев. Немцы почему-то спокойно к этому отнеслись, а наши сказали, что я все придумал. А там еще до Германии стояли славянские капища. Я об этом написал. А где опубликовать? В газетах не хотят, потому что никто не заинтересован, это же не «желтуха» какая-нибудь. А ЖЖ для этого замечательная площадка. Я поместил статью, и на следующий день в моем блоге оставили комментарии тысячи пользователей. Как я могу пренебрегать таким ресурсом? Френдов у меня 18 000, читают, значит, где-то тысяч 50».«Западная демократия насквозь фальшива…»
Тогда же Михаил Задорнов поставил диагноз западному обществу: «Западная демократия насквозь фальшива. Это власть торгашей. В Древнем Египте, Риме и Греции всегда были рабы. Они подчинялись, но их надо было содержать. И мысль торгашей была нацелена на решение одной задачи: как изобрести такую форму общества, в котором бы содержание рабов подешевело и в идеале они стали бы содержать себя сами. Такую форму нашли — демократия называется. Рабы сами себя содержат, еще и взносы в виде налогов в казну платят. Замечательная идея — создать рабовладельческое торгашеское общество. Я в демократии не просто разочаровался, я враг этого лицемерия».Он во всем находил параллели, безупречно владел историческими фактами и цифрами: «Иван Грозный организовал земство и открыл сельские школы. И выгнал торгашей за пределы России. Поэтому его сегодня называют извергом и Грозным. А народ его называл великим. Он казнил 4 тысячи человек, в то время как Елизавета I в Англии казнила 80 тысяч, а Карл I только за одну ночь — 30 тысяч. Но они не грозные, им памятники стоят, а он у нас — Грозный. Потому что те потакали торгашам, а он был против».
Ставка на молодых
Михаил Задорнов радовался тому, что на его концертах много молодежи: «Есть мысли, которые нужно успеть донести молодым, потому что мое поколение со мной во многом не соглашается. Оно отформатировано, у него рамочное мышление. А у многих молодых свежий, чистый, ничем не замутненный взгляд…»Михаил Задорнов ушел из жизни в ноябре 2017 года, но с нами остались записи его концертов, его книги.
ЦИТАТА
«У меня ощущение, что всевышние силы хранят в Беларуси знания, которые потеряны во многих бывших республиках Советского Союза. Это великая задача — хоть что-то сохранить. Тот же театр, которому государство дает деньги. Бесплатное образование. Поэтому для меня Беларусь — оберег России, а небо — оберег Беларуси», — говорил Михаил Задорнов.
pepel@sb.by