О создании хитов, родном Бресте и контакте с молодежью — о чем еще рассказал Эдуард Ханок на авторском вечере

«Я завязал с песней и сдал свою работу в архив»

Песни народного артиста Беларуси композитора Эдуарда Ханка, легенды советской и белорусской эстрады, — живое отражение времени. Их знают, любят и поют. Очередное этому подтверждение — авторский вечер мэтра в Белорусском государственном академическом музыкальном театре. Ведущие солисты исполнили его эстрадные шедевры. Самый трогательный момент — выступление самого мастера, который спел у рояля давно полюбившиеся композиции. Зрители аплодировали стоя, подпевали — словом, были в восторге. Хиты вернули их в пору молодости, напомнили о былом. Понятно одно: песни Ханка бессмертны, по крайней мере, они уже на слуху дольше чем полвека.


«А мне бы съездить в город Брест»

Начался авторский вечер патриотической композицией о Бресте, к которому у композитора отношение особенно теплое. Родился Эдуард Ханок в далеком Казахстане, но потом переехал с семьей в город над Бугом. Там провел детство и окончил школу. В песне есть такие слова: «Хоть в Казахстане я рожден, но Белоруссией взращен. И потому считаю я, что это Родина моя». К слову, в Городском саду в Бресте к 80-летию мэтра установили именную скамейку с памятной табличкой, на которой выгравирована строка из известной песни «Как дорог край березовый в малиновой заре»… «Кто Куршевель, кто Эверест — штурмуют каждый год друзья… А мне бы съездить в город Брест — там осталась молодость моя!» — поет Эдуард Ханок.

После окончания средней школы будущий композитор поступил в Минское музыкальное училище имени Глинки, затем в Московскую консерваторию имени Чайковского. «Лягу, прылягу», «То ли еще будет», «Малиновка», «Два поля», «Я у бабушки живу», «Завируха» знают и с удовольствием поют многие поколения, но путевкой в творческую жизнь Ханок считает песню «Потолок ледяной…» (стихи Сергея Острового).

— Называлась «Зима», но народ ее знает как «Потолок ледяной, дверь скрипучая», — улыбается композитор. — Эдуард Хиль в 1970 году ее спел на новогоднем телеконцерте. Зрителям сразу же эта композиция полюбилась, а в конце 1971-го попала на первый телефестиваль «Песня-71».


Чтобы понять, насколько ее оценили, достаточно привести такой факт. Эдуард Ханок из двухкомнатной квартиры в Кривом Роге переселился в четырехкомнатную двухэтажную на берегу Днепра в Днепропет­ровске. Песнями композитора пополнялся репертуар вокально-инструментальных ансамблей «Сябры», «Верасы», «Песняры», а также многих известных артистов. 

На авторском вечере мэтр поведал историю создания некоторых хитов:

— Расскажу о счастливом случае, как сочинил практически всю «Завіруху» по дороге из филармонии в театр музкомедии. Пока ехал, перед глазами держал текст. Смотрел в окно, а на улице завывала метель, так и родилась мелодия. Сложно объяснить такие моменты, но они в творчестве происходят довольно часто.
Знаете, какая любимая песня у Эдуарда Ханка из его репертуара? «Самурай» на стихи Ларисы Рубальской. На «Славянском базаре» в 2020-м зрители ее слушали стоя. 
— Одно дело, — размышляет композитор, — когда певцы поют и зарабатывают славу, и совсем другое, если песня, которую исполняете вы сами, без раскрутки заряжает любую площадку.


Молодежь подпевает Ханку

У легенды советской и белорусской эстрады двойное гражданство. По четным дням, как сам шутит, он гражданин России, по нечетным — Беларуси.

— Сегодня какой день? — на концертах и встречах с молодежью с улыбкой спрашивает мастер.

Российское гражданство в подарок получил за песню «Служить России», которую написали с Ильей Резником в 2000 году. Она каждый год звучит чуть ли не на всех парадах России, на Красной площади в День Победы. Ее исполняют ансамбль Александрова, ансамбль Елисеева, а первым спел Николай Басков. С момента своего появления считается неофициальным гимном российских Вооруженных сил. В 2016-м министр обороны России Сергей Шойгу объявил ее гимном Всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия».

Молодежь воспринимает известного композитора на ура. Недавно сама стала свидетелем такого блестящего выступления в музыкальном колледже имени Глинки. Эдуард Ханок для контакта с ребятами придумал гениальный секрет, который работает безупречно. Он напевает за роялем не только хиты, полюбившиеся их родителям, но и дюжину современных композиций. Юноши и девчата слушают стоя. С удовольствием делают селфи, просят композитора задержаться и исполнить что-нибудь еще.


Эдуард Ханок объясняет, почему старшее поколение не принимает музыку своих детей: да просто потому, что в ней иная энергетика! Пойте песни внуков, призывает он, будете и здоровее, и бодрее:

— Этим поднимаю себе настроение, тонус, возвращаю молодость, а значит, укреп­ляю здоровье. Объясняю ребятам: когда их родители, дедушки и бабушки были молодыми, тоже любили мои песни. И доносились они со всех щелей.

О трех этапах в жизни рассуждает композитор. Первый — классический, когда в консерватории занимался классическими произведениями. Второй — песенный, а третий — научный, заключается в открытой им «теории творческих волн». Не все к этой теории относятся однозначно, на что он отвечает:

— Ее ругают — и это хорошо, потому что все ценное всегда ругают.

«То ли еще было»

А вы знали, что легенда советской музыки пишет книги? В основном автобиографические, мемуарные. Не так давно издал второй том воспоминаний «То ли еще было…». Это исповедь, в которой рассуждения о личных успехах и переживаниях, творчестве, о детстве, юности, зрелости и… старости. Именно так называет Эдуард Ханок свой нынешний период жизни. А зря. Не приходит эта пора к артисту.


Но думаю, с этим Эдуард Семенович поспорил бы, ссылаясь на собственный, им самим выведенный закон творческих волн, который, по мнению композитора, работает четко и без сбоев. И он гласит: «Траектория линии основных этапов творческой жизни имеет форму волн с ярко обозначенными пятью фазами: точка отрыва, подъем, пик, спад, остаточный «волновой след». Эдуард Ханок сделал 30 волнограмм, в которых проанализировал этапы жизни известных эстрадных исполнителей. И везде закон, как «кирпичик», из которого состоят все творческие профессии, подтверждается.

«Я завязал с песней и сдал свою работу в архив», — ссылается на собственный закон композитор. Он больше не сочиняет музыку, зато занимается наукой и пишет книги. На страницах очередной довел до логического завершения наблюдения за самим собой и коллегами по эстрадному цеху: «Из истории известно, что многие открытия делали люди других профессий, как, например, моряк Жуковский — автор первого в мире самолета, или самоучка Ползунов — автор первого в мире парового двигателя, или простой учитель Циолковский, благодаря которому мы осваиваем космос. А самоучка Кулибин?!» 

— Надеюсь, и обо мне когда-нибудь напишут: «Он не только открыл миру закон творческих волн и сформулировал новое направление в мировой науке, но и писал неплохие песни», — откровенничает автор.

basikirskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter