Громкое дело: как в Витебске искали убийцу с наклонностями маньяка

«Я вышел на охоту»

Жестокое убийство в Витебске всколыхнуло всю страну. Это случилось в конце июля. Преступник напал на молодую девушку, случайно оказавшуюся у него на пути. Он перерезал ей горло ножом. Пострадавшая прожила в реанимации всего неделю. А убийцу путем неимоверных усилий сотрудники милиции нашли в рекордно быстрые для таких преступлений сроки — через 16 дней. Как это удалось? Эксклюзивными подробностями шокирующей истории с журналистом «СБ. Беларусь сегодня» делится начальник криминальной милиции Первомайского РОВД Витебска Дмитрий Милентей.

Фатальная встреча

Точка «А». Время — около двух часов ночи. 25-летняя Инна (имя жертвы изменено по этическим причинам) пешком возвращается из гостей. Идет из микрорайона «Медцентр» по улице Воинов-Интернационалистов в сторону проспекта Черняховского. Расстроена — только что поссорилась со своим парнем, потому и отправилась ночью домой. Разборки влюбленных продолжаются по телефону, девушка даже не смотрит по сторонам…

Точка «Б». Человек, вообразивший себя маньяком, ищет подходящую жертву для начала преступной «карьеры». 22-летний парень все продумал до мелочей: хорошенько заточил складной нож, специально оставил дома мобильный телефон, положил в сумку сменную одежду. Сначала гуляет по городу в майке и штанах, потом набрасывает байку, а после убийства собирается переодеться в шорты. Проходит несколько часов, но пока удобного момента для нападения нет… Наконец на перекрестке Воинов-Интернационалистов и Черняховского он присматривается к девушке, которая идет позади него. Аккуратно пропускает ее вперед. Та даже не подозревает, что находится в полуметре от убийцы, но ей везет. У маньяка опять что-то не сложилось. Он явно разочарован. Бросает взгляд вдаль, и тело пронзает желанная вспышка адреналина. Вот ОНА! Навстречу идет еще одна девушка, увлеченная беседой по телефону…

Пути пересеклись. Одной рукой убийца хватает Инну за голову, второй — резкий взмах ножом... Дело сделано, с почином: я — не тварь дрожащая! Обмякшее тело падает к ногам, а новоиспеченный маньяк продолжает свой путь, выбирая место для очередной смены «камуфляжа» — способы маскировки и конспирации тщательно отработаны.

Почерк маньяка

— В дежурную часть буквально через 5 минут после ЧП поступило сразу два звонка о нападении, — рассказывает Дмитрий Милентей. — Раненая успела прохрипеть по телефону своему парню «меня порезали», а потом ее, истекающую кровью, обнаружили случайные прохожие. Я дежурил в ту ночь и прибыл на место происшествия раньше скорой — РОВД находится совсем близко. Сотрудники ближайшего наряда патрульно-постовой службы в ожидании медиков уже зажимали руками глубокую рану на шее девушки. Поэтому, наверное, и смогли довезти до больницы живой. Кровь хлестала ручьем, еще пару минут — она бы скончалась на месте. Я 15 лет работаю в угрозыске, многое повидал, но такого — нет. Слишком нетипичное для нашего спокойного Витебска, вызывающее, ничем не мотивированное, но хорошо подготовленное преступление. В первые минуты сложно было поверить, что такое возможно, и мы даже допускали мысль, что пострадавшая сама могла попытаться покончить жизнь самоубийством.

Проблем с установлением личности раненой не было. На место тут же на такси подъехал ее молодой человек — после тревожного сообщения он уже прочесывал улицы в поисках подруги. А вот для розыска преступника по горячим следам — никаких зацепок.

Место, где было совершено убийство, показывает Сергей Ивановский, оперуполномоченный отдела уголовного розыска криминальной милиции администрации Первомайского района Витебска.

— Нападение произошло вне видимости камер наружного наблюдения, в слепой зоне, — объясняет Дмитрий Евгеньевич. — Но, анализируя их информацию, мы обратили внимание на мужчину, который у автозаправки двигался навстречу девушке. Народу в то время на данном участке улицы было очень мало — всего три человека. Поэтому стали разрабатывать именно этого прохожего. К сожалению, лицо на видео практически не попало. Но зато были определенные приметы: необычные кроссовки с полосой по краю подошвы, своеобразная подпрыгивающая походка — ровно вытянутая спина и как бы выбрасываемые вперед при ходьбе ноги. Совсем не мужской шаг… О чем это может говорить? Человек занимается танцами? Перенес какую-то операцию или заболевание? Имеет отклонения в сексуальной ориентации? Что у него в голове?! Пока мы консультировались с хирургами, психиатрами, знатоками танцевального искусства, город практически был взят в кольцо. На улицы вышли сотни сотрудников милиции, переодетые в гражданское, — как витебские, так и присланные на усиление из других регионов области. Для круглосуточного патрулирования микрорайоны разбили на квадраты. Задействовали все СМИ, тесно работали с населением, выделили отдельную линию для звонков.

Начальник криминальной милиции подчеркивает главное: понятно было одно — этот человек очень опасен. Если его не остановить, появятся новые жертвы.

— Специалисты сразу увидели почерк маньяка: немотивированность, спонтанность его жестоких действий. То есть он совершал убийство ради убийства. А значит, войдя во вкус, через некоторое время обязательно захочет повторить.

Логово в общаге

Дело было взято на контроль на самом высоком уровне. Начальник УВД Витебского облисполкома Андрей Любимов ежедневно проводил заседания оперативного штаба. Его заместитель — начальник криминальной милиции области Александр Чернявский и начальник управления уголовного розыска УВД Алексей Тяпко координировали разыскные действия. Работа по поиску преступника шла круглосуточно.
— За это время мы опросили около двух тысяч человек, — вспоминает Дмитрий Милентей. — Около 100 из них разрабатывали в качестве подозреваемых. Жители города как помогали, так и затрудняли работу. Звонков очень много, реагировать нужно было на все. Например, кто-то сообщает, что видел парня в похожих кроссовках (мы уже знали страну изготовления, производителя и даже то, что они ввозятся небольшими партиями), — тут же летим искать. А ведь некоторые просто хотели чужими руками свести счеты со старыми недругами. Звонит, скажем, человек и заявляет: сосед достал, парковаться не дает, а вообще-то, он ну о-о-очень похож на того самого убийцу… Что делать? Конечно, проверять. А это ложный след.

В итоге помогла оперативная смекалка. Стали искать следы убийцы, оставленные не после, а до совершения преступления. И наткнулись на видеозапись, сделанную на железнодорожной станции Лучеса примерно за 3 часа до ЧП. Похожий человек разгуливал по перрону и присматривался к пассажирам. Похоже, готов был убивать и там. Вот только опять же его лицо не видно.

— По крайней мере, уже определили микрорайон, где он мог засветиться, — углубляется в детали мой собеседник. — Подняли специалистов, которые обслуживают оборудование по видеонаблюдению дворовых территорий. Просмотрели сотни записей. Круг сузился — судя по всему, маньяк живет в районе телезавода. Следующий шаг — опрос населения, близлежащие магазины…
Постепенно кольцо сжималось. На руках было фото убийцы и перечень шести многоэтажек, где могло находиться его логово. А через два часа в стандартную комнатенку общежития уже ворвался ОМОН…
Избавиться от улик преступник не успел: кроссовки, сумка и даже нож — все на месте. Но самый главный атрибут его скромного жилища впечатлил — зачитанная до дыр книга под названием «Я — серийный убийца. Откровения великих маньяков» стояла на самом почетном месте.

— Пояснить мотивы преступления задержанный не смог, — подводит итог начальник криминальной милиции. — Шокировало то, что в беседе он спокойно употребил фразу «когда я вышел на охоту…». Методично рассказывал о кровавом преступлении, как об обычном, рутинном деле. Значит, собирался убивать и дальше. Объявил: ему было непринципиально, кто станет первой жертвой. Но тут же резюмировал: на ребенка нож вряд ли поднял бы.

Орудие убийства.
Убийца не успел стать серийным маньяком.

Эпилог

Итак, убийца, который, к счастью, так и не успел стать серийным маньяком, о чем сильно мечтал, уже за решеткой. Врачи изучают состояние его психического здоровья. Но на вид, как утверждает Дмитрий Милентей, это обычный, простой и неприметный сельский парень. Родом из Лепельского района, только что демобилизовался из армии, буквально за месяц до убийства приехал в Витебск, устроился на работу, получил жилье. Никогда не попадал в поле зрения милиции, ни на каких учетах не состоял. Да, был замкнут, нелюдим, не имел друзей. Что стало причиной трансформации в убийцу? Скорее всего, комплекс факторов. Возможно, какие-то детские или юношеские психологические травмы, одиночество, желание самоутвердиться, обратить на себя внимание, потешить эго, доказать всему миру: «Я сильный, я могу, бойтесь меня!» — стали благодатной почвой для разрушающего воздействия литературы определенного толка. Так вырастают убийцы…

Begunova@sb.by

Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА и УВД.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter