Образ Евфросинии Полоцкой в кармане гимнастерки уберег от гибели ветерана Евгения Рожкова. На склоне лет он передал драгоценную икону в музей

«Я писал то, что давало жизнь»

Евгений РОЖКОВ.
«Воскресение Христово», «Владимирская икона Божией Матери», «Господь Вседержитель», «Моление о чаше» — всего более 600 священных образов вышло из-под кисти белорусского художника ветерана Великой Отечественной войны Евгения Рожкова. Изображения святых, написанные Евгением Назаровичем, можно увидеть не только в храмах нашей страны. Иконописец рассказывал, что через огни жестоких боев его тоже провела икона. Всю войну он носил у сердца в кармане гимнастерки образ преподобной Евфросинии Полоцкой, подаренный мамой. За несколько лет до смерти Рожков передал икону в Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны. Корреспондент «Р» узнала судьбу этого экспоната.

Материнский образок

Евгения призвали в Красную армию в 1940 году. К тому времени он уже окончил Ленинградское художественное училище. Мария Захаровна Рожкова благословила сына на фронт иконой преподобной Евфросинии Полоцкой. Образок размером меньше кармана гимнастерки она однажды принесла из Киево-Печерской лавры, куда несколько раз ходила пешком. Набожным был и отец. Назар Митрофанович руководил церковным хором.

Львов, 33-й танковый полк. Там настигла Евгения война. А дальше фронтовые дороги бросали бойца от Ровно и Житомира через Беларусь и Литву до Восточной Пруссии. Впервые в огне орудий он искупался в боях за Перемышль. Тогда боец управлял танком «Клим Ворошилов». Интересно, что спустя годы он выполнил живописный портрет маршала Ворошилова. 

— Дальнейший боевой путь рядового Рожкова проходил в рядах пехотинцев 753-го стрелкового полка 192-й стрелковой дивизии 31-й армии 3-го Белорусского фронта под командованием полковника Ф. А. Стебенева, — рассказывает ведущий научный сотрудник музея Наталья Филиппович. 

На войне смерть замахивалась на Евгения трижды тяжелыми ранениями. Третье едва не стало роковым для его профессиональной судьбы. Евгений Назарович считал, что всякий раз его спасал Бог. Всегда его вымаливала для этого мира преподобная Евфросиния Полоцкая. 

20 февраля 1945 года соединение, в составе которого Рожков приближал победу, подступало к Кенигсбергу. По заданию военкора, прибывшего в подразделение, Евгений писал портрет артиллериста. Закончить работу не дал разорвавшийся фашистский снаряд. Осколок метил четко, как карандаш художника. «Я почувствовал страшную боль в предплечье правой руки, — писал в воспоминаниях ветеран Рожков. — Одна-единственная мысль не покидала меня: а смогу ли я рисовать».

Наталья Филиппович, ведущий научный сотрудник отдела письменных и изобразительных источников музея.

Парню грозила ампутация правой руки. По счастливому стечению обстоятельств в госпитале находился известный хирург Вишневский, приехавший оперировать раненого генерала. Талантливый врач успешно выполнил операцию солдату, сохранив не только конечность, но и возможность творить. 

Такое совпадение художник приписывал не случаю, а воле высших сил.

Икона преподобной Евфросинии Полоцкой, подаренная Евгению РОЖКОВУ матерью перед войной.
— Я смог заниматься любимым делом после войны, — вспоминал Рожков. — В самые тяжелые минуты жизни я обращаю мысли к Всевышнему. И дорогой образок преподобной Евфросинии Полоцкой всегда со мной. Вера и искусство нераздельно связали мои мысли и чувства. Свой творческий талант я посвящаю родной белорусской земле, воспевая в полотнах красивейшие уголки родной Рогачевщины, а с годами появилась потребность писать и иконы. 

Рожденный духом

Благодаря художественному таланту Евгений в детстве помогал родителям зарабатывать на хлеб. Ездил по деревням на велосипеде и рисовал сельчанам настенные ковры. Брал заказы с четвертого класса. После школы поступил в художественное училище в Ленинграде. Рисовал и на фронте в перерывах между боями. Среди работ военного времени — портреты однополчан. Сослуживцы скручивали их трубочкой и отправляли домой бандеролью. Рядовой Рожков делал цветными карандашами зарисовки для фронтовых газет. После войны работал в художественно-оформительских мастерских Минска, писал портреты военачальников, деятелей науки и культуры, автопортреты. 

Рожковы часто ездили в Сочи на оздоровление, а однажды ветеран отказался от госпиталя, уединился и много молился. 

— Просил облегчения, — у вдовы ветерана Нелли Николаевны и сегодня стоит перед глазами, как супруг взывал к Богу и преподобной Евфросинии Полоцкой с материнской иконки. — Раны мучили его. Порой спал сидя. Он был верующим и сильным духом. 

В 1989 году ветеран Рожков сам написал первую икону. Образ святой княгини Ольги передал в Свято-Духов кафедральный собор. Евгений Назарович жалел, что поздно начал писать иконы. 

Священные изображения иконописец выстрадал, возможно, оттого написанные им образы глядят с полотен как живые. Материнский образок висел в комнате, где он творил. Укреплял. 

— Старые раны постоянно напоминают о себе. Писать тяжело, — говорил иконописец сотрудникам музея. — Приходится левой рукой поддерживать правую, в которой кисть. Это требует напряжения физических сил, но я молюсь, плачу от счастья, что мне, маленькому и грешному человеку, Бог и судьба доверили такое благородное дело. Работа идет, будто кто-то руководит моими глазами, мыслями, пальцами. В такие минуты я хорошо понимаю Серафима Соровского, который писал: «Телом я стал мертвый, а духом только теперь родился».

Войны нет в творчестве Евгения Рожкова. Только любовь, которая острее и сильнее меча, излучают его полотна.
— Назарович любил всех людей, люди любили его, — слезы срываются у Нелли Рожковой. — Своим иконам он не назначал цену. Платили деньгами, пищей, одеждой. Он был всем доволен. 

«Я писал то, что давало жизнь в разные периоды и мимо чего равнодушно пройти не мог», — делился художник. Сверхзадачу творчества он определил для себя словами епископа Варнавы: «Польза искусства — приводить людей ко Христу». Когда-то таким проводником в мир православия для него стал образок преподобной Евфросинии Полоцкой из Киево-Печерской лавры. А сегодня маяками веры светят иконы Рожкова. 

Более 600 полотен православной тематики выполнил Евгений Рожков. Они есть в храмах Беларуси и других стран. Среди них, например, лики святых на иконостасе церкви в деревне Домашаны.

Евгений Назарович считал, что иконопись — тот вид искусства, который вводит человека в свет вечности. Вечностью озарились не только его иконописные работы, но и портреты и пейзажи, излучающие любовь к героям полотен и родным местам.

Палитру, мольберт, этюдник, вещмешок, ремень, часы, купленные в Ленинграде в 1940 году, бритву, трофейную вилку из Восточной Пруссии — все предметы военного быта ветеран Рожков передал в музей. Но он не оставил фронтовых сюжетов на холстах, так как не написал ни одной картины о войне. В вечность вошли его боевые подвиги, отмеченные орденами и медалями. Так, орденом Славы III степени Евгения Назаровича наградили после того, как в 1944 году в Восточной Пруссии он снял снайпера, уничтожавшего молодое пополнение. Вот что он вспоминал о том случае: «В пехоту прислали необстрелянную молодежь. На нейтральной полосе работал немецкий снайпер. Убил 15 прибывших солдат. Я взял пилотку и поднял ее на штыке — пробита. Высмотрел снайпера за бричкой. Пока подползал, наши отвлекали его своими пилотками. Набросился на немца с двухметрового расстояния и притянул его живым ползком к генералу Стебеневу». 

В преддверии празднования 60-летия Великой Победы Евгений Назарович подарил музею свою священную реликвию — иконку Евфросинии Полоцкой. А также авторский образ преподобной. Войны нет в творчестве Рожкова. Только любовь, которая острее и сильнее меча, излучают его полотна. 

kosiykova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter