В субботу, 21 октября, Вадим Францевич отпразднует день рождения. Потому участники телестудии не преминули поинтересоваться, что бы он хотел пожелать себе на следующий год и какой получить подарок.
– Самый большой подарок на мой день рождения сделал наш Президент – он объявил этот день Днем отца, а по-белорусски – Днём бацькi, – ответил политолог. – Сейчас идет очень сложное военное противостояние наших русских братьев в зоне СВО, и лучшим подарком к следующему дню рождения стало бы его завершение нашей общей победой.
В июне этого года Вадим Гигин возглавил Национальную библиотеку. Вполне закономерно, что гостям студии захотелось узнать его мнение: каким образом можно популяризировать белорусскую литературу? Вадим Францевич честно признался, что готовых ответов по этому поводу у него нет:
– Популяризировать литературу сложно: вы либо любите читать, либо нет. Я не знаю, как заставить человека, которому не нравится читать, полюбить это занятие. Да, наверное, можно сделать что-то модным. Но это не значит долговечным. Спустя столетия персидские авторы знаменитых рубаи находят своего читателя среди молодого поколения. Так и Омар Хайям то и дело становится модным или выходит из моды. То же самое и в белорусской литературе: Короткевич или Быков, Мележ или Шамякин, Купала или Колас, Богданович, Евгения Янищиц... Они останутся навсегда, просто вы будете приходить к чтению этих авторов в определенных возрасте и ситуации.
От литературы перешли к кино: обсудили любимые жанры и режиссеров. Вадим Гигин в свойственной ему манере сыронизировал: если ты считаешь себя интеллигентом или творческим человеком, модно говорить, что любишь Тарковского, Куросаву, Бергмана, Бунюэля:
– Тарковский для меня тяжелый режиссер. Что-то у него я много раз смотрел, например, того же «Андрея Рублева», потому что это историческая тематика. Считаю бредовым заключение одного западного критика, который написал, что Тарковский вывел брежневскую застойную Россию. Мне кажется, этот великий мастер был выше. «Зеркало» или «Солярис» мне было сложно смотреть, даже заставлял себя. Нравится Феллини – его юмор, а не то, как он снимает. Вот, например, «Амаркорд» – картина Италии взглядом современника, творческого человека. Нравится Пазолини, такой бунтующий, со своеобразным восприятием мировых эпосов. Если говорить о наших режиссерах, то, безусловно, это Сергей Бондарчук – его взгляд, умение преподносить классику.
Глядя на подтянутую фигуру Вадима Гигина, можно подумать, что он немало времени проводит в тренажерном зале и что физическая активность занимает в его жизни не последнее место. Однако гость программы признался, что у него довольно странные отношения со спортом:
– Наверное, так нельзя говорить, но вообще я был плохим школьником: в какие-то периоды – ботаник, в какие-то – хулиган. На уроках физкультуры не любил сдавать нормативы, занимался в детстве самбо, боксом, легкой атлетикой. Но вот именно это, когда тебя поставили «на рельсы» в команду, не нравилось. Мне было интересно другое: читать книги, путешествовать. Сейчас люблю верховую езду, волейбол, плавание, фитнес-зал. Хочу научиться играть в большой теннис. При этом прекрасно отдаю себе отчет, что спорт – важная часть нашей жизни. В виде физкультуры.
На вопрос первокурсницы Академии управления при Президенте Марии Колесник, в каких политических организациях состоит и почему, Вадим Гигин рассказал, что побудило его вступить в «Белую Русь»:
– Когда-то для себя внутренне решил, что не буду вступать ни в какую партию. Сейчас я член Президиума партии «Белая Русь». После 2020 года, когда шла борьба и противостояние угрозам, которые встали перед нашей страной, сформировался круг единомышленников. Затем пришла идея создать партию. Олег Александрович Романов, которого я очень уважаю, и другие хорошие люди объединились. И разумеется, я должен был быть среди них. Высказал свои мысли, полностью поддерживал создание партии, участвовал в разработке программы. Я понимал, что мои знания истории здесь пригодятся, что смогу помочь. Поэтому присоединился к ней. Посмотрим, как она будет дальше развиваться.
Поделился Вадим Францевич и своими размышлениями о том, как воспитать золотую (в лучшем смысле этого слова) молодежь:
– Молодежь всегда адекватная и хорошая. Что-то бывает лучше, что-то – хуже. В советское время, 1970-е и в начале 1980-х, была популярна серия педагогических кинофильмов, в которых создавались образы почти идеальных школьников. Один из них – «Ключ без права передачи». В нем есть образы девушек – ищущих, одаренных, интеллектуальных. Мне казалось, что школьник и должен быть таким. Хорошо помню, как в 86-й школе, где я учился, у нашей учительницы русского языка и литературы был выпуск. И мне казалось, что эти школьницы словно из фильмов: они любят свою учительницу, читают стихи. А ведь они были старше нас всего на несколько классов. Помню, как посмотрел на себя, своих одноклассников, и подумал: «Мы же не такие. Мы какие-то вообще плохие по сравнению с ними». И вот тогда я ощутил поколенческий разрыв. Эта мысль меня долго не покидала. Я застал время, когда в молодежной среде было много хулиганства. Мы жили в районе Долгобродской – Козлова – Ботанической, а на Олега Кошевого (там находился спортивный магазин, где мы покупали снасти) нельзя было ездить поодиночке, потому что тебя окружила бы шобла из пяти-шести человек и отбиться было трудно. Вы другие, развиваетесь по-своему. Кто-то увлекается тупым блогером, который разбил о голову куриное яйцо, у него миллион просмотров. Молодежь разная: среди вас есть и будущие поэты, актеры, ученые, генералы, политики. Какие-то советы давать? Не люблю, когда это делают люди старшего поколения. Даже если мы посоветуем, вы вряд ли послушаете. Вот личным примером – это да! Жизнь все равно выведет и всему научит. Наша задача – создавать институты (исторической памяти, гражданские, политические), что мы и делаем. А вызов, который стоит перед вами: насколько вы впишетесь в эти институты, заточите ли под себя или продолжите эту дорогу.
derzhanovich@sb.by