Какой белорусский опыт в вопросах образования заинтересовал коллег из СНГ

Взяли идеи на карандаш

Высокое качество образования должно стать брендом нашей страны. Такую масштабную цель не только ставим перед собой, но и уверенно к ней идем. Вчера на II Международной научно-методической конференции эксперты из России, Азербайджана, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана не раз аплодировали белорусскому опыту, а многие идеи даже взяли на карандаш.

Иллюстративное фото из архива «СБ»

Беларусь не случайно стала инициатором встречи по вопросам качества образования. Мы прошли определенную эволюцию за период суверенитета, отметил заместитель министра образования Беларуси Александр Кадлубай. Он подчеркнул, что в стране выстроена четкая система, начиная от оценки качества аттестации школьников, обучающихся в колледжах, студентов вузов, заканчивая непосредственно контролем качества в целом учреждений образования, учебных планов и программ. Коллегам из СНГ оказалась интересна белорусская система контроля знаний учащихся.

Александр Кадлубай уточнил:
— Речь идет о нашем Национальном исследовании качества образования — НИКО. Кстати, на съезде учителей и работников образования СНГ мы уже предлагали масштабировать этот опыт на площадке СНГ, и коллеги поддержали нашу идею.
Серьезный и вдумчивый подход действительно впечатляет. Знания оценивают не навскидку, а проводят серьезные исследования по всей стране — мониторинги, республиканские контрольные работы. В руках экспертов оказывается ценный материал, который помогает не только развивать, но где-то и менять образовательные подходы.

Ректор Академии образования Ирина Старовойтова привела пример:
— По итогам результатов НИКО разработана дорожная карта по формированию функциональной грамотности учащихся учреждений образования. Планируем проводить исследование раз в три года. Такой подход позволит отслеживать динамику развития национальной системы образования, включая уровень образовательных достижений учащихся.
На этот раз в фокусе внимания находились четыре вида функциональной грамотности: читательская, математическая, естественно-научная и финансовая. В перспективе в него могут войти, к примеру, информационная грамотность, критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект.

Коллеги из СНГ заинтересовались и тем, как четко в нашей стране сформулированы условия для поступления мотивированных, одаренных и подготовленных абитуриентов. Заместитель директора Департамента контроля качества образования Министерства образования Елена Земнова поделилась цифрами:
— В 2024 году практически в два раза увеличилось количество одаренных и мотивированных детей, зачисленных в вузы без вступительных испытаний. В том числе более чем в три раза — выпускников Национального детского технопарка, более чем в два раза — победителей международных, республиканских, областных олимпиад, практически в два раза — обладателей золотой, серебряной медали или диплома о профессионально-техническом или среднем специальном образовании с отличием.
Справились и с задачей поддержать региональные вузы. К слову, 375 победителей университетских олимпиад зачислили именно в эти высшие учебные заведения.

Почему эта тема сегодня вызывает искренний интерес и отклик? Все просто: любая система образования должна быть ориентирована на подготовку квалифицированных кадров под нужды экономики. Поэтому жизненно важно, чтобы в вузы приходили наиболее способные ребята.

Вспомнили эксперты и белорусский Кодекс об образовании. По сути, это уникальный документ, регулирующий любые вопросы в этой сфере. К слову, он скоро будет скорректирован — соответствующий законопроект находится на втором чтении у депутатов.

azanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter