Сегодня мощности заводов по изготовлению топливных гранул в лесхозах позволяют выпускать 350 тысяч тонн продукции. Это в 19 раз больше, чем в недалеком 2019-м. Какие вопросы в отрасли удалось решить с помощью строительства новых производств, как на дальнейшие планы повлияла геополитика и какие ответы на возникшие вызовы подготовили в Минлесхозе — об этом «Р» рассказал заместитель министра лесного хозяйства Владимир Креч.
Он напомнил, что работу по строительству новых пеллетных производств в отрасли начали после поручения Президента, прозвучавшего на совещании в апреле 2019 года:
— Тогда из-за разбалансировки спроса и предложения на складах лесхозов и других лесофондодержателей скопилось огромное количество остатков в основном низкокачественной древесины — около 3,5 миллиона кубометров. Плюс накапливались и отходы деревообработки — той же щепы, которую не совсем рационально и экономически целесообразно было перевозить на далекие расстояния с учетом значительного на тот момент дефицита подвижного состава. Решением вопроса виделось строительство заводов по выпуску топливных гранул. Тем более что это направление вписывалось в сокращение углеродного следа, а прогнозы показывали потенциальный рост спроса. Ежегодно только страны Евросоюза увеличивали потребление пеллет на 2–3 миллиона тонн в год. Кроме того, ЕС поставил перед собой амбициозную цель: к 2030 году выйти на стопроцентное потребление энергии, вырабатываемой исключительно из возобновляемых источников, к которым в том числе относятся и топливные гранулы (в то время как в 2018-м во всей Беларуси выпускалось только немногим более 270 тысяч тонн пеллет в год). Для сравнения: в Эстонии, которая по площади как одна Могилевская область, — около 1 миллиона тонн. Потому и поступило поручение ввести шесть заводов общей мощностью примерно 146 тысяч тонн гранул в год в течение 2020 года.
С ним справились, посмотрели на экономику и решили продолжить развиваться в этом направлении. Так, начиная с 2019-го по первый квартал 2022-го в отрасли построено 16 новых заводов общей мощностью 325 тысяч тонн пеллет в год. А с учетом всех имеющихся производств лесхозы могут выпускать уже 350 тысяч тонн. Для сравнения: за весь 2019-й здесь выпустили всего 18 тысяч тонн пеллет. Как результат — в течение 2021 года остатки круглых лесоматериалов доходили до 1,5 миллиона кубометров. Это тот минимум, который необходим для полноценной работы отрасли.
— На фоне внешнего давления мы приостановили строительство новых заводов — станем достраивать только те, где уже поступило оборудование, были начаты строительно-монтажные работы. Например, в Богушевском лесхозе. Мощность завода там составит 20 тысяч тонн гранул в год. И пока берем паузу, дальнейшие решения будут приниматься по мере развития ситуации на внешних рынках, — акцентировал Владимир Креч. — Не секрет, что если экспорт пиломатериалов мы переориентировали довольно быстро и уже в августе вышли на досанкционные объемы отгрузки за границу, немного сбавив в цене, но оставив ее рабочей, позволяющей работать с достойной прибылью, то с топливными гранулами ситуация немного сложнее. Здесь мы ориентируемся в основном на страны Востока. Но с нами в ряде стран, например в Японии и Южной Корее, по цене из-за логистики конкурируют Канада и США. Последние одновременно наращивают поставки пеллет и в страны ЕС: тонна гранул уже дороже 500 евро, и это не предел. А ведь еще недавно цена с доставкой составляла до 150–170 евро за тонну. Мы видим, что экономика соседей разваливается, слышим от частного бизнеса, что он по-прежнему желает приобретать у нас экотопливо, но этому мешает решение властей. Так что мы открыты к диалогу со старыми партнерами, понимая, что с учетом логистики страны Западной Европы остаются основным нашим потребителем. Впрочем, в вопросе переориентации товарных потоков уверен: любая задача, если над ней постоянно работать, будет решена.
Потому в Минлесхозе рассчитывают, что к концу октября пеллетные заводы выйдут на полноценную работу.
— Прежде мы воспользовались ситуацией и провели регламентные работы, дали людям возможность отдохнуть, кого-то переключили на более востребованные направления. Но уже сейчас функционирование производств возобновляется. Как-никак не экспортом едины: развиваем потребление на внутреннем рынке. Причем сразу по нескольким направлениям, — ввел в курс дела замминистра. — Так, рассказываем населению о выгодах перехода с печного отопления и дровяных котлов на пеллетные. Тем более что в Беларуси под Гродно налажено производство необходимого оборудования разной мощности. Кроме того, мы заинтересованы в переходе на пеллетное отопление юрлиц. Но здесь важно экономически обосновать для них преимущества. Поэтому вместе с Миноблисполкомом проводим эксперимент: при участии нашего софинансирования намерены перевести две небольшие дровяные котельные на пеллеты. Пока готовится проектная документация, закупается оборудование, чтобы к следующему отопительному сезону закончить переоснащение. Отработаем сезон и с конкретными цифрами экономии затрат и снижения стоимости обогрева для потребителей будем выходить на Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации с предложением системного перевода подобных котельных, коих в стране немало, например при домах культуры, школах, обогревающих несколько жилых домов, на пеллеты.
Помимо этого, в плане мероприятий по стимулированию продаж продукции деревообработки на внутреннем рынке есть пункт перехода котельных лесхозов на топливные гранулы.
— До 1 октября 2023 года рассчитываем это сделать. А это более 600 котлов, которые за отопительный сезон суммарно могут потребить месячный объем производства наших пеллетных заводов. Идем к этому: готовим проекты, закупаем необходимое оборудование, чтобы с апреля по сентябрь 2023 года максимально переоснастить наши структурные подразделения. В будущем это даст увеличение потребления гранул на внутреннем рынке. Тем более что задел уже есть — объем реализации внутри страны по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос в четыре раза, — подчеркнул Владимир Креч.
druk@sb.by