Эхом потерь и страданий прокатилось колесо истории по судьбе Матрены Маркевич. При жизни простая крестьянка из Сенненского района и мечтать не могла, что ее рукоделие когда-нибудь станет символом целой страны, а в центре Сенно появится бронзовый памятный знак в ее честь. Слава к Матрене пришла спустя полвека после кончины.
Матрена МАРКЕВИЧ с семьей.
Деревня Костелище Сенненского района, сожженная во время войны, так и не смогла возродиться. Лишь гражданское кладбище среди полей и леса напоминают о том, что здесь когда-то жили люди. В одной из могил покоится Матрена Маркевич (1886—1957) — автор орнамента на государственном флаге республики. На могилу когда-то обратил внимание краевед Василий Бондаревич. Он отыскал родственников известной землячки и начал с ними переписку. Стараниями местных энтузиастов в музее появился уголок, посвященный прославленной мастерице. О ее причастности к государственной символике долгое время даже на малой родине знал лишь узкий круг любителей истории.
В Костелище Матрена Маркевич, носившая в девичестве фамилию Кацер, переехала после замужества. Родилась она неподалеку — в деревне Климовичи.
Директор Сенненского историко-краеведческого музея Ива Шубко поделилась любопытными сведениями:
— О многом нам удалось узнать от родственников. Еще жива дочь нашей землячки, Зинаида Алексеевна Пашкевич. Ей около 95 лет, живет на Минщине. В 2014-м во время приезда на Сенненщину Зинаида Алексеевна передала музею рушник, вышитый мамой. Семейных реликвий осталось немного. Большинство из них хранились на даче брата Матрены Сергеевны, авторитетного ученого, искусствоведа и этнографа Михаила Кацера. Памятные вещи сгорели во время пожара.
Рушник, переданный сенненскому музею дочерью Матрены МАРКЕВИЧ.
В скромной экспозиции, конечно же, изображение государственного флага с расшифровкой символов, вытканных рукодельницей, ее пенсионное удостоверение, семейные фотографии и текст из письма дочери. В нем она поведала про испытания, через которые судьба провела Матрену Сергеевну. Из него узнаем, что мастерица родилась в семье зажиточного крестьянина. Родители воспитывали семерых детей. Хозяйство было большое, и ребятню рано приучали к тяжелому крестьянскому труду. Матрена в детстве переняла у матери талант к рукоделию, она пряла, ткала, вязала, вышивала. И грамоту тоже освоила. Красавицу и умницу выдали замуж за Алексея Маркевича. Жених тоже был из семьи богатых крестьян. Они жили счастливо. Дочь вспоминает:
— В семье нашей никогда не было раздоров. И жили в достатке, но для этого много работали. Двое из шести братьев и сестер еще маленькими умерли от тифа. В 1933 году наступила черная полоса: нас раскулачили. Отца увезли в неизвестном направлении. Больше его не видели. Мы голодали. Когда создавались колхозы, мама тоже пошла. Думала, что хуже быть уже не может. Там ее не принимали, поручали самую черную работу, называли кулачкой, а она терпела издевательства. Другого выхода не было.
Во время войны Матрена Маркевич потеряла сына Михаила, но ради остальных детей старалась держаться. Она пекла хлеб партизанам, а дети относили его в лес. После войны униженная вдова кулака продолжала работать в колхозе. Отдушиной от тяжкого труда и грустных мыслей о непростой доле было рукоделие. Умерла Матрена Сергеевна в 1957-м в возрасте 71 года.
Зинаида Алексеевна с горечью пишет: «Флаг с орнаментом моей матери побывал в космосе, а муж ее в бурьяне лежит…»
Свой главный узор, орнамент «Восходящее солнце», который в середине ХХ века перекочевал на флаг БССР, Матрена Сергеевна выткала в 1917 году. Рушник мастерицы после одной из этнографических экспедиций попал в архив Белпромсовета. Использовать орнамент в создании государственной символики предложил брат Матрены Маркевич Михаил Кацер — авторитетный этнограф и искусствовед. В 1951 году он получил задание президента Академии наук найти для нового флага БССР знаковую деталь, которая смогла бы подчеркнуть самобытность и менталитет белорусского народа. Он тогда заведовал сектором этнографии и фольклора АН БССР. В архивах Михаил Сергеевич обнаружил рушник своей сестры. В научном сообществе решили, что узор Матрены Маркевич, как никакой другой, близок идеологии. Художник Михаил Гусев адаптировал орнамент под изображение на главном символе страны. Сама же Матрена Маркевич умерла, ничего про это не узнав. С братом-ученым отношений скромная крестьянка почти не поддерживала. Боялась навредить его карьере, ведь ее считали женой «врага народа».
Ива Шубко делится:
— Узор, вытканный Матреной Сергеевной, древний. Каждый элемент несет символический смысл, но в целом «Восходящее солнце» отождествляет стремление человека к счастью, к лучшей жизни через трудолюбие. Такие узоры были распространены в рукоделии белорусских крестьянок, которые трепетно хранили традиции предков. Конечно, каждая хозяйка могла внести и некоторые элементы импровизации, что-то от себя или традиций вышивания своей малой родины.
Стараниями местных краеведов в районе увековечили память землячки. Памятник «Родны край» в честь прославленной крестьянки и главного символа страны торжественно открыт в центре Сенно на День Независимости в 2015 году. Эскиз выполнил Василий Бондаревич, а замысел воплотил в жизнь известный скульптор Иван Казак. Это место стало культовым для сенненцев и гостей райцентра. Как сообщили в районном музее, родственники Матрены Маркевич каждый год приезжают на ее могилу.
А еще поделились хорошей новостью. В этом году правнук известной землячки Александр Кацер сыграл свадьбу в Сенно. Его избранницей стала дочь краеведа Василия Бондаревича Ольга. Работая журналистом в районной газете, она часто обращалась к теме малой родины, известных земляков, в том числе Матрены Маркевич, имя которой вошло в учебники по истории. Пара провела церемонию по народным традициям.
zakharov@sb.by
Каждый элемент бело-красной полосы, украшающей флаг Беларуси, возле древка, имеет свое особое значение. В центре расположен ромб с отходящими от него «крючками», так называемыми «веслами» или «рогами». Эти детали символизируют движение и вечность. Сам по себе ромб — символ богини плодородия. Это своеобразное изображение засеянного поля. Вокруг него расположены знаки, которые должны призывать удачу и богатый урожай, а также способствовать исполнению праведных и добрых желаний. Маленькие ромбы означают хлеб — пищу, которая важна и для духа, и для тела. Через такие символы орнамент, который используется в Государственном флаге Беларуси, отражает культуру и историю народа, его создавшего.
БССР — одна из первых стран, использовавших национальный орнамент в качестве элемента государственного флага. Второе рождение он получил уже во времена независимой Беларуси. В 1995 году страна вернулась к прежним символам с небольшими изменениями. Серп и молот упразднили, а знакомый орнамент стал красным на белом фоне (на флаге БССР он был белым на красном фоне). Такой вариант больше соответствует традициям.
Фото автора и из архива Сенненского историко-краеведческого музея