Вчера в Минске прошла встреча Премьер-министра Романа Головченко с генеральным директором — председателем правления ОАО «Российские железные дороги» Олегом Белозеровым. Тем для обсуждения накопилось достаточно. Особенно с учетом последних шагов ряда европейских стран.
Во время встречи.
В духе партнерства
Напомним, недавно литовская сторона заявила, в частности, о приостановке транзита белорусских калийных удобрений в декабре этого года. И Беларусь начала искать альтернативные варианты. Среди рассматриваемых вариантов — порты в Мурманске и Ленинградской области. На встрече с главой РЖД Роман Головченко заявил, что наша страна рассчитывает на расширение пропускной способности транспортной инфраструктуры России в сторону портов:— Ожидаем дальнейший рост грузоперевозок между Беларусью и Россией с учетом того, что в силу известных обстоятельств мы переориентируем свои товарные потоки по российским логистическим коридорам. В связи с этим весьма значительна роль железнодорожного транспорта. Реализация проекта по перевалке белорусских нефтепродуктов через порты РФ — хороший пример того, как в сжатые сроки удалось при политической поддержке подготовить логистическую схему и сохранить экономическую целесообразность для обеих сторон. Задачу по переориентации таких объемов грузопотоков удалось решить быстро благодаря должной мотивации и заинтересованности. Хочу выразить благодарность за конструктивное сотрудничество. Уверен, что этот опыт поможет нам в масштабировании проектов подобного рода. Мы заинтересованы задействовать всю транспортно-логистическую инфраструктуру России, особенно с учетом того, что мы очень близко подошли к очередному этапу нашей экономической интеграции в рамках Союзного государства.
К слову, за семь месяцев этого года в товарообороте с Российской Федерацией перевезено более 23 миллионов тонн грузов, а это практически 104 процента к уровню прошлого года.
Во время встречи Премьер-министр и глава РЖД обсудили также развитие транзитного потенциала, грузоперевозки по линии Китай — Европа — Китай.
Расправим «Ласточке» крылья
Еще одна тема переговоров — пассажирское железнодорожное сообщение между странами. Премьер-министр обратил внимание, что его нужно восстановить на доковидном уровне:— Прошлый год был достаточно проблемным для пассажирских перевозок. С апреля 2020 года до февраля 2021-го транспортное сообщение между Беларусью и Россией было лимитировано. С февраля началось поэтапное восстановление. Был реализован важный проект по запуску дневного пассажирского сообщения между Минском и Москвой. Это знаковый этап. Этот проект надо развивать, так как он пользуется спросом. Надеюсь, достаточно скоро будут окончательно сняты ограничения на транспортное сообщение и мы сможем выйти на восстановление полноценного курсирования всех пассажирских поездов на доковидном уровне. Их было 28. Из них 17 — формирования Белорусской железной дороги, остальные российские.
Напомним, в конце апреля белорусская и российская железные дороги запустили совместный проект «Ласточка». Теперь добраться из центра Минска до центра Москвы можно всего за 6 часов 50 минут. Причем рейсы дневные и курсируют дважды в день по зеркальному расписанию. В экономклассе билет стоит 50 рублей. А сопоставляя цены и услуги — это серьезный конкурент авиаперевозкам между двумя столицами. Поезд оснащен системой климат-контроля с функцией обеззараживания воздуха, энергосберегающим светодиодным освещением, экологически чистыми туалетными комнатами, санитайзерами, а также информационным табло. В салоне установлены кулеры с питьевой водой, имеются розетки для зарядки мобильных устройств. Спрос на данный вид транспорта — колоссальный. С начала курсирования перевезено более 170 тысяч пассажиров. Из-за этого с 1 сентября количество мест в поезде удвоено.
К слову, в ближайшее время Российские железные дороги планируют заменить пятивагонные «Ласточки» на новые десятивагонные поезда повышенной комфортности. В ближайшее время ожидаются поставки с завода трех таких поездов.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Олег Белозеров, генеральный директор — председатель правления ОАО «Российские железные дороги»:
— Дневные скоростные поезда, курсирующие между Минском и Москвой, очень востребованы. Сейчас мы реализуем наши планы по увеличению количества пассажиров, увеличению составности с пяти вагонов до десяти. Планируем и в дальнейшем объединять наши усилия, чтобы создать максимально комфортные условия для пассажиров, возможно, рассмотрим вариант создания совместной компании. Также обсуждаются вопросы увеличения объемов транзита грузов через территорию двух государств.
sichevich@sb.by
Фото БЕЛТА