Два шока подряд — похоже, наши инфопомойки, сидящие за рубежом, не выдерживают. Сначала — новость о возвращении в Беларусь ядерного оружия, вместе с которой все мечты о вооруженной интервенции становятся такими же розовыми, как и выйти замуж за поляка со своим склепом.
Следом — сообщение КГБ: «Всем фигурантам уголовного дела предъявлено обвинение по части 3 статьи 289 Уголовного кодекса Беларуси (акт терроризма, совершенный организованной группой). Максимальная санкция предусматривает наказание вплоть до смертной казни». Это про те три десятка человек, которые задержаны в связи с терактом в Мачулищах.
И никаких там «нiбыта, так званы, нелегiтымна ды яны не дасiдзяць» — только саму новость опубликовали и заткнулись. Сквозь строки виден шок, бледно-светлые лица и трясущиеся ручонки. Потому что страшно. По-настоящему страшно. «Не дасiдзяць» — конечно, не досидят. А ты бы досидел с пулей в голове?
В колониях между тем прыгают от радости автуховичи и статкевичи, олиневичи и дедки, даже федуты прыгают, как лосики: жить хочется. Тем сильнее хочется, чем более одиноким остается террорист в смертной камере. Так что им, можно сказать, повезло. Вот остальным, кого поймали и еще поймают сейчас, — не факт.
Однако давайте вместе с вами размотаем клубок до конца: а кто сбил людей с толку? Кто навалил им в головы сметья под видом западных ценностей? Кто фактически толкнул эмоционально неустойчивых и без устоев невероятных по дорожке, конец которой вымазан зеленкой?
Культуроляги ды сцынарысты типа чернявских-курейчиков. Кухонные филезафы типа жбанковых-шпараг. Илитныя литаратары типа алексиевич-бахаревич. И остальная илита — все они, если приглядеться, неустанно, не один год искажали историю, подменяли смыслы, шатали устои. Гадили в душу народу — и каждый получал западную денюжку. За это, именно за это.
Теперь они, не все, но многие, — как и раньше, на теплых кухнях, вдалеке от казематов, в относительной безопасности. А вот что происходит с теми, кого они сбили с пути: «За репосты мужчину осудили на полтора года колонии, он должен выплатить более 10 тысяч рублей», — жалуются защитники прав. А надо не жаловаться, а осанну петь: был бы замешан в терроризме (а никто бы и не сказал, только по факту и узнал бы!) — уже готовился бы принять пулю в лобешник. Ну, и минус 10 тысяч рублей из семейного бюджета, само собой.
Отчего же вся масса беглых и дурных, как и масса затаившихся-забившихся, все никак не осознает, насколько нагло, жестоко, бесчеловечно их кинули образованцы, как сидевшие, так и сидящие на кухнях и на грантах? Почему очереди на покаяние в РУВД пока уступают постановочным очередям подать заявление в ЦИК?
Американский ученый и популяризатор науки Карл Саган эту человеческую особенность уже объяснял: «Один из самых печальных уроков истории заключается в том, что, если мы были одурачены достаточно долго, мы склонны отвергать какие-либо доказательства обмана. Мы больше не хотим искать истину. Обман захватил нас: слишком больно признаться — даже самим себе — что мы были так доверчивы».
Говоря простыми словами эпохи улиц, мятежей и блицкригов, стыдно признаться, что ты — лох. Нестерпимо стыдно — и люди этого не делают. Больно говорить даже себе, не то что следователю, как тебя просто развели. Что ты — овца. Та самая овца, которую когда-то вывели на улицы и заставили блеять. Потом бегать и прятаться в стойлах. Потом показали, как можно продолжать гадить, не отсвечивая. И умыли руки, когда овцу поймали и повели стричь.
Слишком невыносимо отдать в этом отчет даже себе. Но и все равно не так страшно, как если мажут лоб зеленкой. Поэтому два совета: идите кайтесь, пока не поздно, ведь никто, задействуя вас в террористических схемах, вам об этом не скажет. Овец стригут, с ними не делятся сокровенным.
И второй совет: давайте будем бдительны и отбросим ложный стыд. Статуэтку со взрывчаткой может ведь принести ваш сосед, про которого точно известно: бчбанутый. Коллега, которая невероятности в отличие от возраста и ума не скрывает. Знакомая или приятель, затершие фейсбук до кошачьего блеска, будто люди без него не вспомнят про них в толпе.
Каждый и каждая из таких может доставить бомбу — в детский сад. В магазин. На площадь. В школу. Давайте сообщим о них куда следует, давайте не будем ждать. Лучше их, таких, лишний раз проверят, чем придется применять к ним высшую меру социальной защиты. Для всех ведь лучше, правда же?
Уж простите, накипело.
Рисунок Олега КАРПОВИЧА.