Русский язык
Алина Костюк, гимназия № 9 имени Ф. П. Кириченко, Гродно:– Стобалльный результат по ЦТ – большой труд не одного дня. Это системная работа педагога и высокомотивированного учащегося. Чаще всего добиваются 100 баллов ученики, участвующие в олимпиадном движении или изучающие русский язык на повышенном уровне. Можно ли достичь высокого результата, работая самостоятельно? Можно, однако консультация у опытного учителя крайне необходима. Отбор учебных материалов, справочников для подготовки должен рекомендовать педагог, чтобы избежать ошибок, которые все-таки встречаются в некоторых изданиях. Своим учащимся рекомендую пользоваться только теми изданиями, что предлагает Министерство образования.
Наиболее сложные задания – «Речевые нормы нарушены в предложениях» или «Морфологические нормы нарушены в предложениях». Абитуриентам рекомендую внимательно читать условия тестов, так как зачастую ошибки возникают из-за невнимательности. Еще одно из заданий в ЦТ, вызывающих затруднения при выполнении, – «Верными являются утверждения». Оно предполагает хорошее знание теории всех разделов языка, умение ориентироваться в исключениях из правил. Угадать правильные ответы невозможно, так как их может быть несколько – от одного до четырех. Работая с текстом во второй части бланка, необходимо внимательно читать предложенный фрагмент и логически мыслить, исключая то, что противоречит содержанию. На тестировании нет необходимости в творчестве – важно опираться только на знания! А еще каждый должен выполнить не один десяток тестовых вариантов, чтобы разобраться во всех нюансах.
Иностранный язык (английский)
Татьяна Антонова, гимназия № 24, Минск:– Чтобы обобщить и систематизировать пройденный материал, следует обратить внимание на основные темы, представленные в ЦТ: это временные формы глагола, употребление артиклей, словообразование, предложное управление. Рекомендую воспользоваться белорусским учебником Upgrade Your Grammar. В нем изложены все нюансы и детали, на которые нужно обратить внимание. Не лишним будет попрактиковаться в решении заданий ЦТ прошлых лет. Как распределить свои усилия во время испытания? Своим ученикам всегда советую переходить к чтению (задание на понимание и усвоение текста) в последнюю очередь, потому что оно отнимает больше времени. Чтобы успешно справиться с ним, следует очень внимательно и не спеша прочесть предложенный отрывок. В самой постановке вопросов могут скрываться нюансы, которые можно уловить лишь при вдумчивом чтении. В моей педагогической практике были случаи, когда ученики, сильные в грамматике, не добирали несколько баллов до ста именно потому, что прокололись на чтении.
Химия
Светлана Анищик, Речицкая районная гимназия:– По опыту прошлых лет знаю: чаще всего абитуриенты совершают ошибки, невнимательно или не до конца прочитав условия задания. Поэтому следует быть максимально сосредоточенными. При подготовке со своими учащимися методично решаю тесты прошлых лет и разбираю ошибки. Где чаще всего возникают сложности? Рекомендую обратить внимание на такие темы, как окислительно-восстановительные реакции, газовые законы, структурная изомерия, растворы. Во время испытания в первую очередь беритесь за те задания, в которых уверены на все сто процентов, и те, которые не требуют решения или оно краткое. Затем переходите к более сложным темам. Бывает, ученик знает ответ на вопрос, но отчего-то начинает сомневаться в его правильности. В такой ситуации следует не зацикливаться на нем, временно отложить решение, переключиться на другие задания, и в нужный момент правильный ответ придет сам собой. Повторять теорию можно по школьным учебникам, которые есть в электронном доступе. Также советую воспользоваться самоучителем для решения задач по химии под редакцией Елены Сеген, где прописаны все типичные виды заданий, встречающиеся на ЦТ.
Математика
Инна Зайцева, гимназия № 1 имени Ж. И. Алферова, Витебск:– Организовать свою подготовку нужно так, чтобы в день испытания у тебя была свежая голова. Это значит, что не стоит работать над учебниками днями и ночами. Важно соблюдать режим труда и отдыха и не забывать высыпаться. Перед испытанием правильно настрой себя. В некоторой степени волнение будет, но тебя не должно беспокоить, что ЦТ не может начаться вовремя, так как кто-то долго заполняет бланк, или что кто-то за 15 минут справился и ушел. При работе с тестом сначала нужно бегло ознакомиться с предложенными заданиями, затем выполнить те, что полегче, и только потом приступать к тем, что сложнее. Никуда не торопись: в этом году к испытанию по физике и математике добавили по 30 минут – время теста составляет три с половиной часа. Воспользуйся этим временем и не торопись уйти раньше. Однако здесь кроется другая проблема: не все дети могут столько работать, ведь урок в школе длится 45 минут. Поэтому приучи себя заниматься в течение этого времени: сядь и потренируйся решать тесты. В этом году в ЦТ по математике возвращается тема «Производная» – повторить ее не будет лишним. Освежи в памяти формулы, вернись к темам, которые для тебя более трудные.
История Беларуси, всемирная история (новейшее время)
Светлана Зайцева, средняя школа № 9, Минск:– Для многих абитуриентов самое сложное при изучении истории – запомнить и удержать в голове все даты. Чтобы облегчить этот процесс, попробуйте прибегнуть к различным мнемотехникам (приемам, облегчающим запоминание): например, задействуйте способ ассоциаций, наделив год какого-то исторического события важным именно для вас смыслом. Если более развита зрительная память, смотрите как можно больше визуального материала и видеосюжетов. Если слуховая – читайте материал вслух. Подключайте механическую память: переписывайте шпаргалки от руки, с каждым разом оставляя все меньше незнакомой информации (только, конечно, не берите их с собой на ЦТ). Выпускникам сложнее даются темы, которые они достаточно давно проходили по школьному курсу, поэтому имеет смысл освежить их в памяти. А вот те, что пройдены недавно или эмоционально окрашены (как, например, тема Великой Отечественной войны и борьбы белорусского народа против немецко-фашистских оккупантов), воспринимаются и запоминаются лучше всего.
Физика
Татьяна Комарова, средняя школа № 31 имени В. З. Хоружей, Витебск:– В этом году в ЦТ добавили принципиально новый материал – «Сферические зеркала», а также вернули вопросы по статике, переменному току, дефекту масс ядра атома и энергии связи ядра атома. Советую внимательно повторить эти темы, так как они довольно сложные. Конечно, не стоит забывать о тех законах и формулах, которые мы изучали на протяжении всего курса физики. Предугадать, какое задание попадется в тесте, невозможно, поэтому нужно быть готовым ко всему. Самое главное – будьте внимательными и не торопитесь: лучше сделать меньше, но правильно, чем выполнить все задания неверно. Необходимо вдумчиво прочитать условие, дать себе несколько минут на осознание того, что от вас требуется, и приступить к решению задачи. Особое внимание стоит обратить на единицы измерения и проверить, чтобы они совпадали. Уже долгое время готовлю школьников к сдаче тестирования и заметила, что централизованное чаще всего пишут лучше, чем репетиционное. Хорошо, что на РТ есть возможность проверить свои знания, выявить слабые стороны и поднажать на темы, которые даются сложнее.
Биология
Ирина Куренчанина, средняя школа № 23, Борисов:– При подготовке к тестированию советую обратить внимание на отличия в систематике растений и животных. Помните о том, что у растений – отдел и порядок, а у животных – тип и отряд. Казалось бы, простая тема, однако нередко именно в ней допускают ошибки. Также необходимо повторить многообразие живого мира. В программе для поступающих в вузы есть список растений и животных, которые нужно знать каждому. Не стоит забывать и об эволюционных изменениях: помнить, у каких растений впервые появились органы – корень, семена, споры и эндосперм. Часто, чтобы сэкономить время, абитуриенты пропускают задание, где требуется составить рефлекторную дугу. Дам подсказку: она состоит всего из пяти элементов, среди которых – рецептор, чувствительный нейрон, центральная нервная система, двигательный нейрон и рабочий орган. Знание этой формулы поможет быстрее найти правильный ответ среди предложенных вариантов. К сожалению, некоторые темы в биологии не поддаются логическому пониманию: их попросту нужно зазубрить. Однако паниковать не стоит: все задачи решаемы. Ознакомьтесь с условием и четко следуйте инструкции, указанной в задании. Все получится!
Обществоведение
Анатолий Сурьянинов, средняя школа № 4, Лида:– Внимательно и вдумчиво читайте условия заданий. Часто ребята пробегаются по формулировке глазами, улавливают общий смысл и сразу же дают ответ. Это неправильно, ведь вопрос может содержать как утверждение, так и отрицание, что в корне меняет дело. Прежде чем приступить к заполнению бланка, нужно прочитать вопросы от начала до конца. Иногда ответы на одни задания содержатся в условии других. Обидно не воспользоваться такой подсказкой. Некоторые вопросы вызывают у абитуриентов особые сложности. Советую обратить внимание на темы «Личность. Общество. Государство» и «Я-концепция» Карла Роджерса, изучаемые в 9-м классе. Нередко именно здесь школьники допускают ошибки. Также они путают понятия «маркетинг» и «менеджмент», затрудняются назвать страны, с которыми сотрудничает Беларусь, и не могут решить экономические задачи. Чтобы все это не вызывало проблем, советую повторить школьную программу за 9, 10 и 11-й классы. Желательно почитать дополнительные источники информации. А перед самим испытанием лучше хорошенько выспаться, чтобы чувствовать себя бодрым и полным энергии.
География
Светлана Максимович, гимназия № 3, Бобруйск:– Перед испытанием всегда настраиваю ребят на хорошее эмоциональное состояние, ведь излишнее волнение может негативно отразиться на результате. Сперва просмотрите все вопросы, набросайте ответы в черновике и только потом приступайте к заполнению бланка. Если вдруг совершите ошибку в одном из заданий, не паникуйте: есть вопросы, ответы на которые вы точно знаете. Конечно, хотелось бы, чтобы географию сдавали те, кто искренне любит предмет и хочет связать жизнь с этой наукой. Только мотивированный человек даже в самой сложной ситуации сможет собраться и выполнить задачу правильно. Если начали готовиться в последний момент, прочитайте информацию в учебнике, которая выделена цветом: часто из нее и составляются вопросы для тестирования. Также советую досконально изучить географическую карту. Особые сложности у абитуриентов вызывают вопросы по экономическим темам, поэтому повторяйте эту информацию как можно чаще.
Беларуская мова
Леаніда Крывашэй, сярэдняя школа № 14, Маладзечна:– Каб паспяхова прайсці тэсціраванне, трэба не толькі дасканала ведаць школьную праграму, але і чытаць мастацкія творы. Гэта дапаможа вучням развіць зрокавую памяць і даведацца пра шматлікія фразеалагізмы і ўстойлівыя выразы, якія могуць трапіцца ў іспыце. Непадрыхтаваны чалавек наўрад ці набярэ шмат балаў, бо ў кожным заданні ёсць свае падводныя камяні і пасткі. Трэба ўважліва чытаць умовы і ведаць асноўныя правілы. Параіла б памятаць пра ненаціскныя спалучэнні -аль, -ар, якія ў запазычаных словах пішуцца нязменна: прынтар, шніцаль. Таксама паўтарыце запазычаныя словы, у якіх літара «э» перайшла ў «а», а у некаторых выпадках – у «ы» (напрыклад: характар, водар, почырк, горыч). Вялікі ўплыў на вучняў аказвае руская мова, якой яны карыстаюцца ў паўсядзенным жыцці. У заданнях, дзе патрабуецца выбраць правільны варыянт ужывання слова, яны могуць спасылацца менавіта на гэта: напрыклад, у словах «калоссе» і «раздолле» не заўважыць падваенне і ўжыць мяккі знак. Асобую ўвагу звярніце на састаўны іменны выказнік: на гэтую тэму ў ЦТ ажно тры заданні. Адзін раз яе вывучыш – і тры правільныя адказы гатовы.
derzhanovich@sb.by,
gorbatko@sb.by