Самому Прокопьеву назначено наказание в виде 25 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии в условиях усиленного режима, первые 5 лет – в условиях тюремного режима. Штраф – 1000 базовых величин, обвиняемый лишен воинского звания. Также Прокопьеву запрещено в течение 5 лет занимать должности, связанные с выполнением функций представителя власти.
Его подельникам вынесены такие приговоры:
Владиславу Войтеховичу – 21 год лишения свободы (режим усиленный), первые 5 лет – тюремный, лишен воинского звания;
Игорю Чемякину – 20 лет лишения свободы (режим усиленный), первые 5 лет – тюремный режим. Также лишен воинского звания;
Сергею Лисовскому – 20 лет лишения свободы (режим усиленный), первые 5 лет наказание будет отбываться в условиях тюремного режима. Лишен воинского звания;
Виталию Войтеховичу – 19 лет лишения свободы (режим усиленный);
Владимиру Савенкову – 16 лет лишения свободы (режим усиленный), первые 5 лет – режим тюремный. Лишен воинского звания;
Денису Хамицевичу – 16 лет лишения свободы (усиленный режим), первые 5 лет режим тюремный, с лишением звания;
Сергею Соколову – 14 лет лишения свободы (режим усиленный), штраф – 700 базовых величин, лишен воинского звания;
Анастасии Войтехович – 11 лет лишения свободы (общий режим);
Ольге Петух – 10 лет лишения свободы (общий режим);
Николаю Рою – 12 лет лишения свободы (режим усиленный);
Ольге Войтехович – 11 лет лишения свободы (общий режим);
Дмитрию Неверкевичу – 11 лет лишения свободы (режим усиленный) с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей на срок 5 лет, штраф – 3000 базовых величин;
Павлу Чихинскому – 9 лет лишения свободы (режим усиленный) с лишением права занимать должности, связанные с выполнением функций представителя власти сроком на 5 лет. Лишен воинского звания;
Петру Юркевичу – 9 лет лишения свободы (режим усиленный);
Денису Филончику – 9 лет лишения свободы, режим усиленный;
Эдуарду Пестраку – 3,5 года лишения свободы (режим усиленный) с лишением права занимать должности, связанные с выполнением функций представителя власти сроком на 5 лет, также лишен воинского звания;
Алексею Михайлову – 2 года лишения свободы в условиях общего режима. Освобожден из-под стражи в зале суда в связи с отбытием назначенного срока наказания полностью.
Кратко об уголовном деле
Организованная преступная группа под руководством Вадима Прокопьева действовала на территории Беларуси с конца 2020 года. Целью подельников было вновь расшевелить затухающие оппозиционные выступления и на волне вновь вспыхнувших «протестов» захватить власть в стране. Но ничего не вспыхнуло, да и власть оказалась заговорщикам не по зубам.
Финансирование для деятельности ОПГ Прокопьев получал в том числе и в офисах самопровозглашенной «президентки» Тихановской и бывшего «театроведа» Латушко. В каких объемах – знает только сам Прокопьев. Следствию удалось установить, что своим подельникам за совершение терактов он передал около 30 000 евро. Сколько при этом Прокопьев положил в собственный карман и из каких еще источников он черпал финансовые ресурсы, можно только догадываться.
Сам Прокопьев, уехавший из Беларуси еще летом 2020-го, к сожалению, так и остался недосягаем для белорусской Фемиды. Но это он пока недосягаем. Потому что приговор вынесен, вступит в силу в установленные законом сроки и будет ждать исполнения. А кто знает, как повернется жизнь Прокопьева на чужбине и какие обстоятельства могут поспособствовать его возвращению домой. В любом случае в Беларуси его всегда будут ждать 25 лет лишения свободы и тюремная камера.
Успели сбежать из страны и обвиняемые Денис Хамицевич с Игорем Чемякиным. В отношении Прокопьева, Хамицевича и Чемякина рассмотрение уголовного дела проходило в порядке специального производства.
Государством всем троим были предоставлены защитники, с которыми они имели возможность связаться различными способами. Но так и не связались. Возможно, в период апелляционного обжалования приговора кто-то из них выйдет на связь со своим защитником или напрямую с апелляционной инстанцией. Как это сделала, например, беглая Тихановская, направившая апелляционную жалобу на вынесенный в отношении нее приговор.
Заговорщики обвиняются в планировании и совершении в Беларуси актов терроризма и других тяжких и особо тяжких преступлений. У кого-то есть дополнения в виде неуплаты налогов в особо крупном размере, кто-то получит наказание за недонесение, кто-то – за слив информации, кто-то – за пособничество.
На совести заговорщиков – попытка поджога дома председателя ЛДПБ Олега Гайдукевича, поджог машины сотрудника милиции в Борисове, попытка поджога здания ГОМ-2 во Фрунзенском районе Минска. Планировались и другие теракты. Так, на дом Олега Гайдукевича, которому не удалось нанести сколько-нибудь серьезного ущерба во время первого нападения, подумывали напасть еще раз. Но интерес у обвиняемых вызывала исключительно собственность политика, других акций в отношении самого Олега или его близких заговорщики не планировали.
Готовились обвиняемые и к совершению нападений на государственных и общественных деятелей. Не исключались и убийства. Но правоохранители сработали вовремя и до жертв дело, к счастью, так и не дошло.
Однако и того, что натворили фигуранты, хватило для получения очень весомых сроков наказания. Напомним, что в прениях государственный обвинитель предложил для обвиняемых 245,5 года лишения свободы на всех.
При вынесении приговора суд немного смягчил предложенные гособвинителем сроки наказания. В итоге, если апелляционные жалобы не изменят приговор и он в установленные законом сроки вступит в силу, подсудимым предстоит провести за решеткой в общей сложности 238,5 лет.
Кстати, освобождение из-под стражи Алексея Михайлова обвиняемые встретили мрачно. Теперь-то им, конечно, очень хочется вместе с Михайловым свободными людьми выйти на волю. Но это сейчас. Еще совсем недавно эти люди готовы были убивать нас, белорусов. Ради лишних денег в семейном бюджете или ради реализации бредовых идей очередного политического афериста.
А сам политический аферист Прокопьев пока спокойно живет за границей. И что-то подсказывает, что судьба бывших подельников его ничуть не волнует.
Подробнее об этом уголовном деле читайте здесь.