Владимир Шорохов: Большое количество обращений — это просьбы о содействии от белорусских трудовых мигрантов
Фото Романа Щербенкова
Фото Романа Щербенкова
— Владимир Борисович, по каким вопросам граждане Беларуси чаще всего обращаются?
— Основными вопросами являются выдача (обмен) паспорта гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами страны, выдача свидетельства на возвращение, постановка на консульский учет, истребование различных справок: о рождении, браке, разводе, наличии судимости, гражданстве и так далее. Для иностранных граждан — получение деловых, туристических, транзитных виз в Беларусь.
— В России проживают более полумиллиона белорусов, посольство находится в Москве, а кто оказывает необходимую правовую поддержку в регионах?
— В регионах России имеется 11 отделений посольства Беларуси — в Калининграде, Санкт–Петербурге, Ростове–на–Дону, Нижнем Новгороде, Уфе, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани, Смоленске, Красноярске и Хабаровске. Все они наделены правом приема документов для осуществления всего спектра консульских действий. То есть наши граждане могут встать на консульский учет, оформить разрешение на постоянное жительство в России, получить и обменять заграничный паспорт, истребовать документы из Беларуси, получить необходимые справки непосредственно в регионе, не приезжая к нам в посольство в Москву. Кроме того, в Москве, Санкт–Петербурге и Калининграде мы кроме консульского обслуживания белорусских граждан занимаемся еще и выдачей виз гражданам третьих стран, с которыми Беларусь поддерживает визовый режим.
— Сколько же человек сотрудник консульского отдела принимает за день, не считая телефонных звонков?
— В целом в приемный день в консульский отдел приходят порядка 35–40 соотечественников, а также около 30 иностранных граждан по визовым вопросам. На постоянном и временном консульском учете в нашем отделе на сегодня состоят порядка 35 тысяч белорусских граждан, среди них около трех тысяч — лица до 18 лет. Рано или поздно у каждого из этих людей возникают какие–то вопросы, может быть проблемы, связанные с нашей компетенцией. Это большой объем работы. Мы консультируем граждан и по телефону, а также активно используем в своей работе электронную почту: количество обрабатываемых сообщений в день исчисляется не одним десятком, равно как и телефонных звонков.
— А часто к вам обращаются граждане по вопросам нарушения своих союзных прав? Например, не берут на работу, потому что белорус, или не оказывают медицинскую помощь, не принимают документы в российский вуз?
— Бывает! Свежий пример: к нам обратился гражданин Беларуси, которому одна из столичных школ отказала в приеме ребенка в первый класс на том основании, что у него не имеется вида на жительство в России. Наличие у ребенка временной регистрации, выданной компетентными властями в соответствии с законодательством России, что является достаточным для приема белорусского ребенка в российскую школу, администрация школы не приняла в расчет. В настоящее время консульский отдел посольства находится в тесном взаимодействии с российскими МИД и Минобрнауки по данному вопросу.
Большое количество обращений — это просьбы о содействии от белорусских трудовых мигрантов. Проблемные ситуации возникают у тех граждан, которые приезжают в Россию работать без заключения соответствующих трудовых договоров или контрактов и находятся на территории без разрешающих временное пребывание документов. У таких людей, как правило, тяжелые условия труда и проживания, им, случается, не выплачивается заработная плата за выполненные работы. Помочь таким гражданам добиться от псевдонанимателей возврата невыплаченных денег или получить какую–либо компенсацию практически невозможно, поскольку пребывание таких граждан и их трудоустройство в России не имеет законных оснований.
Что касается трудовой деятельности, осуществляемой гражданами Беларуси в соответствии с требованиями, установленными трудовым законодательством РФ, возникающие при этом с нанимателем споры решаются в порядке, установленном в контрактах или договорах.
— Консульский отдел по графику работает четыре дня в неделю: среда — неприемный день, суббота и воскресенье выходные. А как быть, если вопрос не терпит отлагательств?
— В консульском отделе круглосуточно работает дежурный дипломат. Исходя из ситуации, вопрос будет решаться, невзирая на то, какое это время суток.
— А что делать, если человек не может приехать к вам, например, попал в больницу и оказался без документов?
— В таких ситуациях медучреждение направляет в наш адрес официальный запрос о выдаче нашему гражданину, если у него отсутствуют документы, свидетельства на возвращение в Беларусь (СНВ). Дипломаты консульского отдела быстро проводят проверку о его принадлежности к белорусскому гражданству, и если оно подтверждается, то мы выдаем этому гражданину СНВ.
— Бывает и другая ситуация: «на вокзале украли деньги — помогите собрать на билет домой». Можно ли такому человеку, если он белорус, посоветовать обратиться к вам?
— В таких случаях как раз и обращаются! Исходя из ситуации, если родственники, например, не могут выслать деньги на билет (престарелые родители), либо их вообще нет, консульский отдел выдает гражданину так называемое «письмо в дорогу» — отношение ревизорскому составу и бригадирам поездов, следующих из Москвы в Беларусь, с просьбой об оказании содействия в бесплатном проезде.
Юлия ВАСИЛЬЕВА
julia@rg.ru