"Витебские ворота": 75 лет назад

Выход за «Витебские ворота»

10 февраля 2017 года исполняется 75 лет со дня образования «Витебских (Суражских) ворот», сыгравших важную роль в активизации партизанской борьбы на оккупированной нацистами территории Белоруссии.

Важные перемены


Контрнаступление советских войск под Москвой, начавшееся 5 декабря 1941 года, фактически поставило окончательную точку в предполагаемой молниеносной войне гитлеровской Германии и ее сателитов против Советского Союза. Провал блицкрига и переход сражения в фазу, когда резко возрастает значение экономики и людских ресурсов, означали неотвратимость поражения агрессоров. За исходом Московской битвы пристально следили в Токио, Лондоне и Вашингтоне. Как известно, Япония предпочла соблюдать условия советско–японского договора о нейтралитете от 25 апреля 1941 года, а Великобритания и США вместе с СССР составили основу антигитлеровской коалиции и будущих объединенных наций.

Бойцы и командиры отряда «Боевой».

Но это внешний информационный аспект. Не менее важные перемены произошли в сознании жителей оккупированных гитлеровцами территорий, что не осталось незамеченным врагом. Начальник тыла 4–й германской армии сообщал: «Положение в тылу армии претерпело коренное изменение... Русское население больше не верит в нашу мощь. Они видят, что с нами происходит, а о том, чего они не видят, они узнают благодаря прекрасно организованной сети советских агентов... Сейчас партизанам намного легче, чем прошлым летом, находить сторонников, переманивать на свою сторону колеблющихся и вынуждать тех, кто опасается возвращения большевиков, поддерживать их».

Без страха


В результате Торопецко–Холмской операции, успешно проведенной войсками 3–й и 4–й ударных армий в конце января — начале февраля 1942 года, сложились благоприятные условия для активизации партизанского движения на оккупированной территории Беларуси. На стыке немецких групп армий «Север» и «Центр» между населенными пунктами Усвяты и Велиж образовался 40–километровый разрыв, вошедший в историю как «Витебские (Суражские) ворота».


М.Шмырев.

Ряд партизанских отрядов и групп, практически свернувших боевые действия из–за понесенных потерь, в январе 1942 года заметно активизировались. В том числе отряды М.Шмырева (батька Минай) и М.Дьячкова, ставшие организационным ядром развернувшихся в апреле — мае 1942 года 1–й и 2–й Белорусских партизанских бригад. Силами этих формирований совместно с частями 4–й ударной армии на протяжении полугода обеспечивалась оборона «ворот».

Изменение военно–политической обстановки создало предпосылки к восстановлению законной власти на оккупированных территориях. В начале февраля под контролем белорусских партизан оказалось девять сельсоветов Суражского района, Николаевский сельский Совет Витебского района и семь сельсоветов Меховского района. Так возникла первая в Витебской области партизанская зона площадью свыше 1.600 квадратных километров.

На территории Суражско–Городокского партизанского края возобновили свою деятельность сельские советы, колхозы. Отсюда на советскую территорию ушло 1.600 тонн хлеба, около 10 тысяч тонн картофеля и другого продовольствия, отправлено от 2 до 4 тысяч лошадей, 6 тысяч голов крупного рогатого скота... Свыше 25 тысяч местных мужчин мобилизовали в Красную Армию. Партизанские отряды и группы получили уникальную возможность выхода в тыл для переформирования, пополнения сил и средств, вывоза раненых. С оккупированной территории удалось эвакуировать около 200 тысяч жителей. Из Суражского района по решению правительства БССР переправили 150 семей партизан. Мера правильная, если вспомнить, что гитлеровцы сделали с детьми батьки Миная. В октябре 1941 года нацистские палачи взяли в заложники четверых детей партизанского командира, а в феврале 1942–го Лизу (14 лет), Сережу (10 лет), Зину (7 лет), Мишу (3 года) расстреляли.

Кавалеристы–партизаны отряда А.Флегонтова на марше.

Но ставка на террор и страх не дала желаемых результатов. И в 1943 году на оккупированной территории Белорусской ССР насчитывалось уже около 20 партизанских зон с проживавшим там многочисленным населением. Почти 60 процентов территории находилось под контролем партизан.

Жизненная артерия


«Витебские ворота» в течение февраля — сентября 1942 года служили связующей артерией между Большой землей и оккупированной территорией БССР. Благодаря им удалось установить связь с подпольными организациями и партизанскими отрядами. Соответствующее постановление ЦК КП(б)Б принял 31 января 1942 года. 20 марта была создана Северо–Западная оперативная группа во главе с секретарем ЦК КП(б)Б Г.Эйдиновым, которая до конца сентября 1942 года направила на оккупированную территорию Белоруссии более 20 отрядов, 102 организаторские и 62 диверсионные группы.

Н.Решетников

Пока лежал снег, основным средством передвижения были лыжи. В экспозиции нашего музея хранятся лыжи с палками, принадлежавшие командиру отделения чекистского спецотряда «Боевой» С.Щетневу. Десятки километров прошли на лыжах бойцы отряда НКГБ СССР «Местные» С.Ваупшасова и А.Горячева. Некоторые, как отряд Н.Решетникова, проделали весь путь пешком. Но, наверное, самое большее удивление у местных жителей вызвало появление кавалерийского партизанского отряда А.Флегонтова. Выражаясь современным языком, это был сильный информационно–пропагандистский шаг. К слову, рядом с лыжами Щетнева экспонируется нагайка И.Жохова, сменившего Флегонтова на посту командира отряда в октябре 1942 года.

Роль «Витебских ворот» отмечал в своей книге «Партизанская война» профессор Висконсинского университета (США) Джон Армстронг: «Витебский коридор, как его стали называть, обеспечивал партизанам, действовавшим в районе Велиж — Витебск — Невель, возможность получения оружия и боеприпасов и передвижения через линию фронта в обоих направлениях».

Рождение музея

Заметим, не только оружия и боеприпасов. Как не вспомнить слова, произнесенные заместителем Председателя Совета Народных Комиссаров В.Молотовым по радио и опубликованные в том числе и в газете «Советская Белоруссия» 23 июня 1941 года: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» Этими же словами заканчивались сводки Сов-информбюро. Действительно, вера в победу была велика. Иначе не объяснить, почему в тяжелейших условиях, в разгар Московской битвы в декабре 1941 года, при президиуме Академии наук СССР начала действовать Комиссия по истории Великой Отечественной войны. А спустя полгода, 2 июня 1942 года, по решению ЦК КП(б) Белоруссии организована республиканская Комиссия по сбору документов и материалов Отечественной войны. «Витебские ворота» и здесь сыграли свою положительную роль, создав благоприятные условия для проведения такой работы на оккупированной территории БССР. Результатом шестимесячной деятельности комиссии стала выставка «Белоруссия живет, Белоруссия борется, Белоруссия была и будет советской», открывшаяся в помещении Государственного исторического музея на Красной площади в Москве в начале ноября 1942 года, когда Красная Армия вела кровопролитные оборонительные бои под Сталинградом. В экспозиции было представлено 313 уникальных экспонатов, доставленных с оккупированной территории. Эта необычная выставка стала первым кирпичиком в создании будущего Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны.

К 30 сентября 1943 года, когда ЦК КП(б)Б постановил организовать музей по истории борьбы белорусского народа с немецко–фашистскими оккупантами в Великую Отечественную войну, уже был освобожден первый районный центр БССР — городской поселок Комарин.

Советская Белоруссия № 28 (25163). Пятница, 10 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter