В жизни Славяны Шамякиной точно есть место чуду. Доцент кафедры теоретического и славянского литературоведения БГУ изучает сказки с точки зрения науки, зачитывается фэнтези и, кажется, знает все мифы назубок. Но и это еще не все: вот уже 36 лет она собирает новогодние, рождественские и колядные открытки. В ее коллекции более 800 экземпляров, но самая дорогая сердцу карточка досталась в наследство от знаменитого дедушки, создателя романа «Сердце на ладони».
Герой с открытки
Славяна Шамякина стала собирать коллекцию открыток с шести лет. Хотя самый важный экземпляр нашла не так давно — в столе у дедушки на даче.
— Мы перебирали старые вещи. Потянула ящичек и увидела настоящее сокровище — целую стопку открыток, — при воспоминании у спокойной Славяны Вячеславовны и сейчас вспыхивают огоньки в глазах. — Писали ему со всего мира. Родственники, друзья, читатели... Сотни посланий. Среди них была и эта черно-белая открытка с Дедом Морозом и задорной Снегурочкой, датированная 1956 годом. Сегодня она самая старая в моем архиве.
Славяна Шамякина проводит пальцем по шероховатой поверхности открытки:
— Дедушка сам был человеком-праздником: смешливый, любящий юмор. Помню, захотел пристрастить нас с сестрой к чтению. Книги читал экспрессивно: менял голоса, жестикулировал. Затевал целый мини-спектакль! Мы не отрывали взгляда — так это было интересно и необычно.
Дедушка для маленькой Славяны сам был словно героем с открытки — с добрым взглядом и широкой улыбкой. До смерти бабушки каждый Новый год внучка Шамякина отмечала у них дома. Собиралось сразу несколько семей, приходили друзья, обменивались подарками и открытками. Гул стоял, словно в клубе на вечеринке. Елку ставили высокую — дети и взрослые суетились, наряжали. С утра из квартиры доносились чудные ароматы, улыбается коллекционер:
— Бабушка очень вкусно готовила. Ее яства нахваливали все. Дедушка заметно гордился. У них была особая любовь: как познакомились в пятом классе, так и до самой кончины. Когда бабушка болела, он сам, уже чрезвычайно слабый на ноги, перенесший тяжелые операции, каждый день ездил к ней в больницу, заботился.
Внимание к деталям
Коллекционер вспоминает случай, как собрание открыток неожиданным образом стало больше. Ее мама Татьяна Шамякина, профессор, один из крупнейших специалистов по славянской мифологии в стране, в интервью обмолвилась об увлечении дочери. В итоге ей передали целую коробку раритетов, ничего не прося взамен. Она лишь знает, что зовут дарительницу Инна Козловская.
Славяна Шамякина обращает внимание, что собирает только зимние открытки — новогодние, колядные и рождественские. О них она может говорить бесконечно долго, постоянно углубляясь в интересные детали:
— Задумывались ли вы, что образ Деда Мороза восходит к таким древним славянским мифологическим персонажам, как Морозко, Зюзя, Карачун, другим духам или божествам — олицетворениям зимы, которые могли быть как добрыми, так и жестокими по отношению к людям? Современный Дед Мороз — добрый дедушка, раздающий подарки, — только частично совпадает с ними.
Как и Снегурочка, которая в традиционной народной культуре не приходится внучкой Деду Морозу. В народных сказках она — ожившая ледяная скульптура, которую слепили бездетные дед и баба. Животные на новогодних открытках имеют связь с обрядом колядования: как известно, во время его проведения участники переодеваются в костюмы Козы, Медведя, Петуха. А вот образ мальчика — персонифицированного Нового года — чисто советского происхождения. И его вы можете встретить на многих карточках.
Самая необычная открытка в ее коллекции — это, пожалуй, работа художника Денисова 1964 года. Сюжет нетривиальный: команда геологов празднует Новый год у костра. Похожих мотивов она больше не видела. Встречаются среди новогодних открыток весьма нестандартные переосмысления типичных персонажей. Если обычно Дед Мороз и Снегурочка несутся на санях, запряженных тройкой лошадей, как, например, у художника Чернышева, то у Тарасова они летят на НЛО, а у Андрианова — на ковре-самолете.
Важный артефакт
Сегодня старинная открытка — важный исторический артефакт. Коллекционер раскладывает на столе несколько стопок, потом берет первую из них и разворачивает веером:
— Здесь я разложила открытки по десятилетиям. Например, это подборка из 1950‑х. Заметьте, какие красочные изображения, с интересными сюжетами, яркими картинками и сказочными персонажами.
Славяна Шамякина пододвигает открытки из 1960‑х годов. И сразу становится понятно: хрущевское время опознаваемо не только в архитектуре. Карточки максимально простые и минималистичные: схематичные елки, лаконичные изображения, строгие надписи. Ситуация начинает меняться с конца 1960‑х. Появляются новые сюжеты и виды открыток — приглашения на елку. Любопытно, что некоторые из них имеют связь с конкретными знаковыми событиями тех лет, когда их издавали.
У Славяны Вячеславовны есть карточка 1961 года, посвященная первому полету человека в космос. Открытка 1976 года, приуроченная к строительству Байкало-Амурской магистрали, 1978‑го — накануне московской Олимпиады, с изображением Мишки.
— В 1970 — 1980‑х годах становится заметно стремление СССР к научно-техническому прогрессу. Смотрите, здесь открытки с изображениями самолета, ракеты, робота. В это же время начинают создаваться колядные экземпляры, а с 1990‑х возвращаются и рождественские. В это время появляется множество белорусских открыток.
Перед Новым годом Славяна Шамякина по традиции отправляется в Главпочтамт, чтобы выбрать самые интересные современные карточки:
— Люди делают селфи — чем не отражение нашей действительности, — показывает одну из недавних покупок. — А эту открытку считаю самой необычной в коллекции. Приобрела ее в период пандемии. На еловой ветке вместо игрушек висят праздничные медицинские маски, и надпись: «Что может быть лучше, чем социально дистанцироваться, надеть маску, продезинфицировать руки и с легкой улыбкой, совершенно расслабленно подготовиться к встрече с чем-то новым. С Новым годом!»