Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Задача — сохранить страну. Оступимся — поверьте, нам никто плечо не подставит. Все зависит только от нас. Идет передел мира. И нам не дай бог попасть в мельницу этого передела.
На встрече с руководителями политических партий, 10 ноября 2023 года.
— Задача — сохранить страну. Оступимся — поверьте, нам никто плечо не подставит. Все зависит только от нас. Идет передел мира. И нам не дай бог попасть в мельницу этого передела.
На встрече с руководителями политических партий, 10 ноября 2023 года.
Белорусская модель народовластия
Конституция Республики Беларусь провозглашает, что единственным источником власти является народ. Этот тезис составляет основной принцип белорусской модели народовластия.Одновременно не стоит отрицать, что ей свойственны и значительные авторитарные тенденции. Власть консолидирована и централизована. Для всех очевиден центр принятия ключевых решений — это Президент. Именно Главе государства народ вручил мандат на концентрацию основных властных полномочий. Такое решение граждан неоднократно подтверждалось как на выборах, так и на всенародных референдумах. В 2020 году мы отстояли свое право на самостоятельный выбор в ходе борьбы против попытки осуществить государственный переворот.
Сочетание авторитарных и демократических признаков в одной политической системе принято называть умным (или же электоральным) авторитаризмом.
Такой политический режим представляется куда более честным и открытым, чем западная модель манипулятивной псевдодемократии. У нас все знают, кто управляет страной по воле народа. Там же все скрыто в недрах так называемого глубинного государства (любимый термин Дональда Трампа — deep state).
А на Западе приоритеты другие
Собственно, и сами приверженцы западного образа жизни не скрывают, что вовсе не воля народа для них является приоритетной.Так, Роман Доброхотов (один из идеологов и лидеров российских неолибералов) однажды высказался следующим образом: «Демократия — это не власть большинства. Власть большинства — это тоталитаризм. Власть необразованного, серого, запуганного, ксенофобского большинства, вот это то, что сейчас происходит у нас, здесь, но у нас авторитаризм пока еще, это тоже власть большинства».
Эта оценка подтверждается политической практикой. Например, последние парламентские выборы в некоторых европейских странах.В Польше первое место заняла «Право и справедливость», однако уже в декабре правительство с высокой долей вероятности сформируют другие партии, получившие меньший процент поддержки, зато более лояльные к еэсовской бюрократии.
В Нидерландах избиратели отдали предпочтение «Партии свободы» Герта Вилдерса. Рост популярности этой политической силы очевиден: на прошлых выборах (всего два года назад) она набрала 10,8 процента голосов, на этих — уже 23,6 процента. Мало? Ближайшие конкуренты еле преодолели показатель в 15 процентов. И все же недостаточно, поскольку опять-таки все шансы создать новую правящую коалицию имеют партии, занявшие второе, третье и четвертое места. Причина все та же: евроскептик Вилдерс с его радикальной риторикой неугоден правящим кругам.
Что уж говорить об избитой теме — архаичной избирательной системе в США, где зачастую президентом становится вовсе не тот кандидат, который набрал большинство голосов. Реформа электоральных процедур не проводится сознательно, несмотря на критику и многочисленные требования перемен.
Фактически политики, занимающие высокие публичные посты, будь то должности президентов, глав правительств или же министров, весьма ограничены в своих решениях и действиях. Они могут делать громкие заявления, устраивать скандалы, но подлинный контроль за всей государственной машиной находится в руках теневых структур, состоящих из финансово-промышленных магнатов и нанятых ими «эффективных менеджеров» — бюрократов, формально занимающих второстепенные посты.Такая конфигурация позволяет, с одной стороны, создать у граждан иллюзию политической борьбы (а фактически режиссировать спектакль), а с другой — управлять всеми общественными процессами без учета мнения избирателей.
Серьезные задачи для всех и каждого
До поры до времени мы провозглашали, что намерены строить демократию по западному образцу. Выслушивали заезжих менторов, отчитывались перед ними. Оправдывались, что, дескать, мы еще в начале пути, потому есть недостатки… Хватит! С этим покончено!Наша система гораздо честнее и (мы в этом уверены) действеннее. Однако одной констатации этого факта мало. Предстоящие выборы в этой связи должны решить сразу несколько задач.Во-первых, предстоит сформировать новый депутатский корпус. Александр Лукашенко неоднократно подчеркивал, что и новому составу Национального собрания, и местным Советам в будущем придется взять на себя гораздо больше ответственности и быть готовыми к любым вызовам. Под это усовершенствовали законодательство. Парламентарии теперь имеют гораздо больше полномочий. Здесь работает и кумулятивный эффект: ведь все депутаты Парламента и многие местные депутаты станут членами Всебелорусского народного собрания, которое по своим функциям, подтвержденным правом, действительно является высшим органом народного представительства.
Во-вторых, избирательная кампания оживит политическую жизнь. Она позволит увидеть тех активных граждан, которые, разделяя основы конституционного строя, обладают лидерскими качествами.
В-третьих, выборы станут настоящим экзаменом для четырех политических партий, зарегистрированных в нашей стране. Партийное строительство стало делом государственным. Общество избавилось от тех квазиструктур, которые выполняли зарубежные заказы.
Нынешние партийцы на данном этапе подтвердили свою патриотическую позицию. В результате у них появился уникальный шанс принять самое активное участие в управлении страной. Чтобы этого добиться, необходимо пройти через серьезный электоральный отбор. А это и есть выборы.В-четвертых, ведущим общественным объединениям необходимо доказать наличие широкой поддержки, разветвленной сети организаций на местах. Именно они примут самое активное участие в формировании избирательных комиссий, организации гражданского наблюдения за выборами.
В-пятых, исполнительная власть будет фактически держать ответ перед народом. Большинство проблемных вопросов, которые поднимают избиратели, почти исключительно находится в компетенции местных органов власти. И жители на выборах будут давать оценку качеству работы прежде всего исполкомов. Зная политический стиль Президента, не подлежит сомнению, что все наболевшие вопросы проанализируют, как говорится, на самом верху. И выводы также сделают самые серьезные со всеми вытекающими кадровыми решениями.
Так что проверку на качество действительно пройдет вся белорусская политическая система. А нашим недоброжелателям и противникам придется только глотать пыль, оставаясь далеко позади.Сегодня очевидно, что зарубежные подрывные центры оказались совершенно не готовы к развернувшейся политической кампании в нашей стране. Стратегическая инициатива находится в руках белорусской власти, патриотических сил, а значит — белорусского народа.
Вадим ГИГИН, кандидат исторических наук.