Нынешним летом исполнится двадцать лет со дня первого формального заседания рабочей группы по переговорному процессу по присоединению к ВТО. За это время случилось многое: менялись политические векторы, развивались экономика и мировая торговля, создавались новые интеграционные союзы. Сегодня все наши партнеры по ЕАЭС являются членами ВТО, да и мы сами в определенной степени де-факто уже с десяток лет живем по стандартам организации. Вопрос присоединения можно считать решенным. Осталось определиться, когда и на каких условиях это произойдет. И вот это как раз самое сложное.
Помимо определенных «плюшек», которые мы, теоретически, можем получить, в стране должна быть проведена колоссальная подготовительная работа, суть которой сводится к тому, чтобы при реформировании сохранить и реальный сектор экономики, и социальную стабильность.
Фото gopixpic.com
— Если мы говорим о краткосрочном периоде, то здесь не следует ожидать каких-либо существенных перемен. Плюсы и минусы вступления в ВТО будут проявляться на более поздних этапах. В среднесрочном периоде вступление нашей страны в ВТО потребует преобразований в промышленности: развития экспортной конкурентоспособности отраслей и производств. В некоторых случаях потребуется сокращение и перепрофилирование неконкурентоспособных на мировых рынках производств. Полагаю, что это будет относиться к таким отраслям, как машиностроение и металлообработка, а также промышленность строительных материалов.
Между тем, обращает внимание эксперт, все остальные отрасли могут получить существенные преимущества. Что касается рядового потребителя, вряд ли на первом этапе он сможет заметить какие-либо позитивные или негативные изменения. Хотя здесь есть прямая зависимость: если большинство отраслей будут ощущать преимущества, то и работники предприятий отрасли смогут ощутить это на уровне зарплаты. Так, Всемирный банк недавно выступал с оценкой, согласно которой членство Беларуси в ВТО должно привести к увеличению реальных доходов на 8,2%.
По мнению Валерия Садохо, страны—члены ВТО становятся более прозрачными для инвесторов с точки зрения оценки их законодательства, которое приведено в соответствие с требованиями соглашений ВТО. В этом случае иностранные инвесторы охотнее приходят в страны, которые являются членами глобальной организации. Этот фактор также может иметь косвенное влияние на увеличение количества рабочих мест и экспортного потенциала белорусских предприятий. В целом, говорит специалист, создание условий для открытости рынка и увеличения конкуренции на белорусском рынке может привести к снижению цен.
Председатель Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Национального собрания Владислав Щепов напоминает: по сравнению с нашими партнерами по ЕАЭС, вступившими в организацию, Беларусь пока находится в неравных условиях:
— Россия и Казахстан, в частности, приняли на себя обязательства по снижению мер тарифной защиты по многим позициям, мы вынуждены это учитывать. Ведь теперь на рынке ЕАЭС появляется импортная продукция по более низким ценам. И если такой же ассортимент производят наши предприятия — конкуренция усиливается, потенциально снижаются объемы производства и ухудшаются финансовые результаты. Но такой минус для производителя может быть плюсом для потребителя: снизятся цены на высокотехнологичные товары, ассортимент будет шире.
По мнению депутата, белорусским компаниям нужно подготовиться к конкуренции, которая возрастет. И обольщаться здесь не стоит: если мы окажемся к этому не готовы, рискуем получить отрицательное сальдо внешней торговли. С другой стороны, выход на европейские рынки может стать гораздо проще.
— Сегодня Правительство обязано не только просчитать последствия вступления Беларуси в ВТО, но также разработать и предложить компенсационные меры с учетом имеющихся бюджетных и технических возможностей, — считает Владислав Щепов.
Мнение бизнеса звучит более сурово: нужно готовиться к защите своих прав.
— Главное — научиться защищать себя в суде, — уверен председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин. — Ведь в странах ВТО конкуренция приобретает особые формы. В частности, любое предприятие может обвинить вас в нарушении каких-то правил, в демпинге. Это надо уметь парировать, отстаивать свои интересы, участвовать в процедурах антидемпинговых расследований. Некоторые эти разбирательства длятся по 2—3 года. Понадобится укрепление отраслевых и территориальных бизнес-ассоциаций, потому что министерства и Правительство не могут выступать стороной, защищающей предприятия.
Есть и еще одна проблема. Те, кто вступает в ВТО позже, должны принять те правила, которые оговаривают ранее вступившие.
— Поэтому выгоднее было вступать одними из первых. Тогда и адаптироваться легче. Теперь же придется делать множество уступок, — отмечает Владимир Карягин.
Впрочем, некоторые считают, что ВТО — это атавизм. Профессор кафедры экономики и управления предприятиями АПК БГЭУ Михаил Жудро категоричен:
— ВТО — это старушенция, или, говоря более цивилизованно, просто клуб хорошего тона в бизнес-коммуникациях. Да, определенную миссию организация выполнила. Но после 1999 года в мире очень многое изменилось, нужны другие платформы взаимодействия. Посмотрите на страны, которые присоединились к ВТО после 2000—2005 годов. Ни одна из них — ни одна! — не показала положительной динамики.
Пусть даже так, но ВТО охватывает около 96% мировой торговли. И неучастие в этом «клубе» имеет не только экономический, но и имиджевый эффект. Эксперт по экономике «Либерального клуба» Антон Болточко, наоборот, утверждает, что вступление в ВТО уже давно должно стать принципиальным для нашей страны. Это, по его словам, позволяет повысить доверие к экономическим и политическим институтам в стране.
— В то же время вступление в ВТО — это не решение проблем в экономике, — предостерегает эксперт. — Как показывает практика многих стран, только в случае готовности реформирования экономики, в особенности реального сектора, можно получить серьезные бонусы от работы в рамках организации. Для нас вступление в ВТО не самоцель, а лишь один из инструментов, которые позволяют создать благоприятные условия для роста и развития экономики.
С этой точки зрения, по мнению Антона Болточко, в нашей экономике наблюдаются некоторые подвижки. В частности, Правительство приняло план действий на пятилетку, который во многом содержит достаточно рыночные решения.
— Поэтому вступление Беларуси в ВТО до конца этого года вполне реальный проект. При этом не стоит забывать, что если вдруг пропадет политическая воля к этому процессу, то мы так и будем продолжать декларировать цели, не достигая их. Здесь стоит обратить внимание на неготовность властей идти на изменения в области господдержки сельского хозяйства, — приводит пример эксперт, — что является важным элементом в переговорном процессе со странами—членами ВТО. Аналогичная ситуация сложилась и с промышленным сектором. Хотя там есть положительные сдвиги, которые позволяют говорить о возможности компромисса.