Источник: Знамя юности
Знамя юности

Студотрядовцы разных поколений – о труде, дружбе и воспитании характера

Встретились два командира

1 августа – День студенческих отрядов. В этом году студотрядовскому движению в нашей стране исполняется 60 лет. Мы организовали встречу студотрядовцев разных поколений – молодого бойца Ивана Русина и ветерана движения Спартака Зуровского, чтобы узнать, как было и как стало. Спойлер: самое главное не изменилось.

Выбор больше

Спартак Александрович: В мое время, а это вторая половина 1960-х, студотряды были только строительными. Помню, как в школе в составе духового оркестра встречал вернувшийся в город студотряд. Когда стал студентом факультета промышленного и гражданского строительства БИИЖТа (сейчас Белорусский государственный университет транспорта. – Прим. «ЗН»), сам поехал на целину. В группе – 25 человек, в основном после армии или пришедшие с производства. А нас, вчерашних школьников, совсем немного. Моя студотрядовская жизнь началась с уроков от более опытных товарищей по укладке «линейки» из кирпича. Потом научили делать углы и сказали: «Ну, раз все умеешь, пойдешь бригадиром – из самана кошары класть». Саман – это кирпич-сырец из глины с примесью навоза и соломы. Самое трудное – в яме месить глину. Работали по 12 часов. Вечером оставались силы только поспать. В 1968 году я поехал командиром на Гомельский химзавод, комсомольскую ударную стройку. Мы заливали фундамент под новый цех, до сих пор на него с гордостью смотрю, проезжая мимо.

Иван: Сегодня выбор куда больше. Есть отряды на стройках и производствах, есть сервисные студотряды – они помогают, к примеру, в столовых, санаториях. В Гомеле запустили проект «Дорога возможностей» – ребята работают проводниками. Есть экологические отряды, которые занимаются озеленением, обустройством территории. Туда зачастую приглашают школьников. Требования у каждого работодателя свои, кто-то берет исключительно с «корочками» или ребят, получающих профильное образование. Где-то организуют обучение с нуля.
Мест для студотрядовцев в разы больше, но и желающих огромное количество. В одном из строительных отрядов на место претендовало шесть человек.
Спартак Александрович: Да, я вижу, что нынче тысячи студентов идут в отряды, у нас было по 800 со всей области. Когда возглавлял областной штаб, передо мной стояла важная задача: сделать так, чтобы ни с одним бойцом ничего не случилось.


Иван: В этом вопросе ничего не изменилось. Мы каждый день бываем на рабочих местах, чтобы проверить условия, в которых трудятся ребята, соблюдение ими техники безопасности.

И девушкам найдется работа

Спартак Александрович: Вижу существенное отличие. Девчат в наших отрядах были единицы – работа-то не из легких. Брали барышень поварихами и медработниками. Иногда в строительные студотряды их зачисляли в качестве швей – в цех по пошиву спецодежды.

Иван: У нас примерно одинаковое количество и девушек, и парней. В строительных отрядах и девчонки красят, белят, штукатурят. А в сервисных и медицинских отрядах много парней.

Спартак Александрович: А как с культурной программой? У нас были два отличных коллектива художественной самодеятельности из БИИЖТа и пединститута. Они объезжали все локации, где работали студотряды, и по вечерам устраивали концерты. Приходили даже местные.

Иван: Экскурсии, квесты, посвященные Году мира и созидания, спортивные состязания, концерты – стараемся сделать жизнь студотрядовцев разнообразной. Основные активности назначаются на выходные, конечно. Но и по будням ребята после смены отдохнут, поужинают, а потом с удовольствием собираются на концерт или спектакль, чтобы немного разбавить рабочие будни.

Спартак Александрович: Мы на экскурсию или спектакль собирались только по личной инициативе. Однажды, помню, пошли по местам Чапаева, в Казахстане есть село, где он погиб. Очень было интересно! Да еще вокруг поля с дынями и арбузами – шикарные воспоминания!

Деньги или впечатления?

Спартак Александрович: Деньги мы в студотрядах зарабатывали, не без того. Стипендия – 35 рублей, а за лето с целины привозили по 500–600. Но легко эти деньги не доставались.

Иван:
Заработать можно и сейчас, тем более что для студотрядовцев есть налоговые преференции. На производстве получают и тысячу рублей. Но деньги не главное.
Я помню, как ребята не попали в производственный отряд, места были только в сервисном. Там зарплаты куда меньше, но они сказали: «Едем!» Потому что в первую очередь это трудовой опыт, воспитание характера, это команда, новые впечатления, новые друзья. Если в первый раз ты можешь поехать из-за денег, вернешься за атмосферой.

Спартак Александрович: Согласен на 100 процентов!
Студотряды поразительно сплачивают, мы со своими ребятами общаться продолжали, когда уже головы были седыми. Я знаю семейную  пару, которая познакомилась в студотряде на целине. И счастливо прожили всю жизнь вместе!
Иван: А я свадеб не видел, а вот дружба в студотряде формируется крепкая. Ребята общаются и после работы, и на протяжении всего года, а потом договариваются, чтобы летом снова попасть в один студотряд. У нас на правой стороне бойцовки расположены значки, по которым можно прочитать всю студотрядовскую биографию. Это значок отряда «БРУклин», это Школы белорусских студенческих отрядов, эти МАЗа и «Атланта». А с внутренней стороны бойцовки – значки, которые мне дарили на память другие ребята, это еще одна наша традиция. Мы гордимся тем, как вместе трудились.

Спартак Александрович: У нас тоже были значки. И гордость за свое дело! Я рад, что это до сих не изменилось.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Спартак Зуровский – ветеран студотрядовского движения, командир Гомельского областного штаба в 1969–1970-х годах.

Спартак Александрович – активист со стажем, комсомолец, партиец и профсоюзный лидер. Строитель и проектировщик, он может с гордостью любоваться на плоды своего труда, возведенные в самых разных точках бывшего Советского Союза. Начал свою трудовую биографию студент БИИЖТа в качестве бойца студотряда. Ездил осваивать целину в Казахстане, закладывал фундамент одного из цехов Гомельского химзавода. Затем сам занимался отправкой студотрядовцев за первым рабочим опытом.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Иван Русин – командир межпрофильного трудового проекта «Полесье».

Обожает жить в движении: родом из Витебской области, учился в Могилеве. В студотрядовском движении третий год. Отрабатывал восьмичасовые смены на сборочном конвейере МАЗа, собирал составные части холодильников «Атлант», а сейчас – командир проекта «Полесье». Всего в межпрофильном проекте занято 120 ребят. Это участники производственных, строительных, медицинских и сервисных студотрядов, которые трудятся на площадках «Гомельского завода литья и нормалей» и «Гомсельмаш», в медучреждениях, санаториях и столовых.
valchenko@sb.by,
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter