На долгие свидания с походами в кино есть время разве что у беззаботных школьников. Людям постарше нужно быстро найти, определиться и нестись дальше. Самое удивительное, что у таких, казалось бы, мимолетных чувств и эмоций бывают вполне долговечные результаты. Сейчас более 17 процентов браков во всем мире начинаются со встречи на просторах интернета. Легко ли там найти любовь?
Уж замуж невтерпеж
То ли дело было раньше. Люди, не торопясь, выезжали на балы или приходили на посиделки, где могли познакомиться. Потом обстоятельно встречались, узнавали друг друга и только затем принимали решение. На процесс уходили месяцы, если не годы.Можно было, конечно, существенно сократить процесс, исключив из него случайность знакомства, длительные ухаживания и общение. Для этого сотни лет назад существовали свахи, которые не хуже интернета сортировали варианты и предложения. Только территориальный охват у них был не слишком велик. Да и о романтике речи, как правило, не шло — свахи в большинстве своем являлись координаторами слияния капиталов: одним помогали приумножить состояние, другим — спастись от разорения и нищеты.29 сентября 1650 года в Лондоне открылось «Бюро свиданий и встреч». Считается, с этого все и началось. Клиенты заполняли анкеты и вносили 6 пенсов (около 10,5 современного белорусского рубля) —плату за подбор наиболее подходящих их запросам предложений. Здесь меркантильные вопросы тоже были на первом месте: среди обязательных для заполнения граф — уровень доходов или размер состояния.
Правда, через год хозяин разочаровался в этой деловой инициативе и свернул работу. Претензий от клиентов становилось все больше. Заполняя анкеты, люди так откровенно привирали в вопросе размера своего богатства, что женихи и невесты вместо ожидаемого финансового благополучия порой получали долги и нищенское существование.
В конце 1690‑х в Европе появились первые газеты, и народ начал размещать в них объявления о знакомствах.
Но и брачные агентства никуда не исчезли. Особенно много их стало после Второй мировой войны. Это был реальный шанс создать быстро крепкую семью.Со временем в работе таких предприятий изменились лишь нюансы. Поиск шел не только по уровню финансовой состоятельности, но и по множеству других параметров, не только физических. И, конечно, самым большим спросом стали пользоваться международные брачные агентства, которые обещали заграничных невест и женихов любой конфигурации и практически из любой страны мира. У нас первые подобные компании появились в самом начале 1990‑х.
Сейчас такие варианты исключены — в Беларуси работа брачных агентств обязательно лицензируется МВД, которое их деятельность регламентирует и контролирует.Есть у подобных сервисов и свой праздник — отмечается он 12 февраля. Придумало его одно из украинских брачных агентств и у себя на родине все это 1 декабря 2010 года зарегистрировало. Идею нового праздника подхватили коллеги из США, Канады, Германии, Франции, Италии, Испании и других стран.
Фотографии прилагаются
Основные клиенты нынешних брачных агентств в возрасте 40+. Естественно, ушли в прошлое тонны бумажных писем, которые раньше присылали в адрес конкретного юрлица со всего мира, и альбомы с фотографиями претендентов — все теперь размещено в интернете. Но основные принципы деятельности остались теми же. За определенную плату (она в Беларуси варьируется от 50 до 1500 долларов) соискатель заполняет подробную анкету о себе и о том, кого он (она) ищет, прикладывает фотографии (иногда их делает агентство) и получает доступ к каталогу потенциальных претендентов на руку и сердце.Можно самому поперебирать каталог и заплатить (или получить бесплатно — зависит от агентства) за контактные данные понравившегося кандидата. А дальше уже дело техники — пообщаться в интернете в режиме реального времени не составляет никакого труда. А общение в реале уже организует агентство, как и выезд для личного знакомства за границу. То есть какая‑никакая, а безопасность гарантируется.Или можно подождать, пока агентство предложит отобранных по четким запросам кандидатов или пока на анкету кто‑то клюнет. В последнем случае бизнес‑свахи спросят у вас разрешения и предоставят возможность более близкого общения с потенциальным кандидатом, иногда даже с переводчиком, если в этом есть необходимость. Сервис! За него, собственно, и платят.
Но и в такой, казалось бы, прозрачной схеме есть место для мошенничества. Например, на рынке работает два брачных агентства приблизительно одного уровня. Первое заявляет, что в его каталоге 10 тысяч анкет потенциальных соискателей, а второе пишет про 50 тысяч. В какое пойдете? Наверное, в то, в котором будет больше вариантов? И ошибетесь, потому что очень часто до 90 процентов анкет в таком банке «вакансий» недействительные.
Нет, люди, которые заполняли их, живы и здоровы, просто они так зарабатывают, предоставляя агентству свои данные и фотографии для формирования базы данных. За это им платят какую‑то сумму, которая предполагает периодическое пополнение фотографий или даже небольших роликов, прикрепленных к анкете. Так создается иллюзия, что в базе действительно 50 тысяч кандидатов, заинтересованных в поиске мужа, жены.
За возможность, например, посмотреть все фотографии или ролики, прикрепленные к анкете, клиенты платят, а потом им просто сообщают, что девушка (парень) не заинтересовались их кандидатурой. Самой же девушке (парню) может капать процент от каждого отклика на их анкету. А в реальной жизни человек может не только никого не искать, но и быть давно глубоко семейным. Просто такой вот бизнес.Существует и облегченный вариант поиска — сайты знакомств. Там вообще все происходит в интернете и платить практически не надо. Только зарегистрируйся, загрузи свои (или не свои) фотографии и ищи себе приятных людей для общения, и, может быть, из этого вырастет что‑то более серьезное, чем треп в интернете.
Владельцы таких сайтов зарабатывают на рекламе и платной подписке для знакомств с «элитными» кандидатами. Может взиматься небольшая плата за регистрацию на сайте или ежемесячный платеж за пользование базой данных, но суммы там не сильно кусаются — в пределах от 5 до 40 долларов.
На таких онлайн‑площадках возрастной разброс широк и многообразен, а большинство приходит на них совсем не в поисках серьезных отношений и супругов. Как правило, ищут отношений взаимовыгодных. Мужчины (женщины) постарше — девушек (парней) помоложе, которых в обмен на секс готовы какое‑то время содержать. Достаточно просмотреть с десяток анкет, у которых в приоритетах отмечено, что 19‑летняя фея ищет обеспеченного кавалера от 45 и старше, а 50‑летний бизнесмен ищет подругу от 18 до 25 лет, как все становится понятно.
Нет, заходят на такие сайты и те, кто действительно надеется на серьезные отношения. И даже бывает, что складываются вполне счастливые пары. Любви не может помешать даже то, что основная масса в таких местах совсем для другого.
Быстро не значит плохо
Но современному человеку, особенно, как оказалось, молодому, сложно найти не только серьезные отношения. Даже ни к чему не обязывающее общение на один‑два раза и то становится для многих проблемой.Уже на первых iPhone и смартфонах на операционной системе Android появились мобильные приложения, для пользования которыми не нужно сидеть у компьютера. И благодаря тому, что телефон у современного человека всегда с собой, сегодня более 1,5 миллиона пользователей проводят в сервисах для знакомств свыше 4 часов в день.
В настоящее время в мире работает более 1500 программ и веб‑сайтов для знакомств (дейтинг‑приложения). По прогнозам экспертов, к 2025 году этот рынок достигнет оборота в 9,2 миллиарда долларов. Возглавляют рейтинг существующих мобильных приложений для знакомств Tinder, Bumble и Plenty of Fish.
Современные дейтинг‑приложения чутко реагируют на актуальные цифровые тренды. Так, появившийся в конце 2017 года TikTok сделал популярными короткие видео. Одним из первопроходцев здесь стал сервис Snack. Идея проста как пять копеек: вместо фотографий в приложении можно просматривать короткие видеопрезентации. Сегодня Snack позиционирует себя как TikTok‑ресурс для знакомств.Суть большинства современных сервисов сводится к тому, что пользователь смахивает (свайпит) фотографии людей влево или вправо. Влево — не нравится, вправо — нравится. Если два человека сделают взаимный выбор, сервис предоставляет возможность для общения.
Подобными приложениями для знакомств одинаково часто пользуются как мужчины, так и женщины. А цели и здесь у всех разные — кто‑то ищет себе спутника жизни, а некоторым нужны свободные отношения без обязательств. И лидируют ищущие второй вариант общения.
Преимуществ в быстрых онлайн‑знакомствах предостаточно, как и минусов. Прежде всего речь о мошенниках и людях, которые выдают себя за кого‑то другого. Порой аферисты разводят своих визави на довольно приличные деньги под самыми различными предлогами.
Иногда, узнавая о своих собеседниках личную информацию или получая интимные фотографии, бывшие сетевые возлюбленные превращаются в жестоких шантажистов, которые тянут из бедолаг деньги. Тот же вариант могут провернуть и при личных встречах. Пара‑тройка снимков интимных утех может сильно испортить жизнь, например, женатому человеку, который планировал втихаря сходить налево, но и не думал разводиться.
Покупка несуществующих билетов в театр‑кино, внезапная встреча с разъяренным отцом (братом) оказавшейся несовершеннолетней девушки, банальные кражи — чаще всего от сетевых прохиндеев страдает кошелек. И хорошо, если только он, потому что иногда незадачливые кавалеры сталкиваются и со случаями разбоя. И тут уж как повезет — можно и здоровье потерять…
И все же, при всех опасностях и неприятностях, которые могут подстерегать в сети, люди ищут там… Каждый ищет того, кто нужен конкретно ему. И многие находят. Интернет‑знакомства — это не хорошо и не плохо, это возможность, и каждый вправе решать, использовать ее или нет.Индустрия знакомств прошла долгий путь от свах и первых агентств до онлайн‑сервисов XXI века и продолжает интенсивно развиваться. А это значит, что она востребована. Браки и сейчас заключаются на небесах, а вот общение все чаще завязывается в интернете — это наша объективная реальность. Но важно понимать, что и здесь нет никаких гарантий. Ты можешь 10 лет искать счастье в виртуальном пространстве, а встретить его совершенно случайно в булочной возле дома.
МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИЛОСЬ
В 1992 году, когда интернет был фактически в зачаточном состоянии, в США в сети знакомились менее 1 процента людей. Уже к 2009 году 22 процента гетеросексуальных пар и 61 процент однополых пар заводили отношения через интернет. Сегодня в США 42 процента пар в возрасте от 26 до 35 лет познакомились в сети, а в Великобритании 21 процент супружеских пар в возрасте от 19 до 25 лет встретились в интернете. В 2024‑м треть населения всей планеты пользуется или пользовалась дейтинг‑сервисами. А более 17 процентов всех современных браков начинаются именно со знакомства в сети.ОНЛАЙН-ВЫГОДЫ
Эксперты считают, что люди пользуются сервисами для знакомств по нескольким причинам. Во‑первых, многим мужчинам и женщинам не хватает времени на поиск отношений в реальном мире. А найти взаимную симпатию лежа на диване удобно и не напряжно. Во‑вторых, онлайн‑знакомства гораздо дешевле, чем общение в реальности — как минимум, на начальном этапе не нужно тратить деньги на кафе и совместные походы куда‑то. В‑третьих, некоторые не умеют знакомиться и общаться, боятся отказа. Им проще попытаться наладить контакт в переписке онлайн и только потом переходить для общения в реальный мир.
РОМАНТИКА НЕ КЛИКАЕТСЯ
Психологи бьют тревогу: популярность дейтинг‑приложений привела к безэмоциональному подходу мужчин и женщин к романтическим отношениям. Такую тенденцию специалисты связывают с тем, что поиск партнера стал более автоматизированным. Пользователь не прикладывает усилий для удержания понравившегося человека — у него в очереди на встречу в реале может стоять несколько десятков претендентов. Подумаешь, не получилось с этим, вон есть еще 20 — 30 вариантов.
Кроме того, пролистывание профилей формирует иллюзорное ощущение, что всегда есть возможность найти партнера получше. Это приводит к тому, что пользователи начинают воспринимать друг друга как товар. Как следствие — отношение к партнерам, встреченным на просторах онлайн‑приложений, чаще всего как к разовым и малоценным в моральном плане контактам.
МИЛЛИОНЫ ЗАГРУЗОК
На сегодняшний день только у Tinder (самого популярного приложения для знакомств в мире) более 75 миллионов активных пользователей в месяц. Приложением пользуются во всех странах мира. При этом 10,7 млн пользователей платят за свои подписки. Ежегодная выручка сервиса составляет более 1,6 млрд долларов. Наибольшее количество (7,8 миллиона) активных пользователей приходится на США. На втором месте Великобритания, у которой 5 миллионов пользователей.
За первые 10 лет существования (Tinder был запущен 1 сентября 2012 года) приложение в общей сложности загрузили свыше 530 млн раз. По статистике, большинство пользователей Tinder — молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет. В среднем они заходят в приложение 11 раз в день и проводят там по 35 минут.