Похоже, пьеса пользуется у нас большой популярностью — до этого спектакли по ней поставили в театре имени Я. Коласа в Витебске и Белорусском государственном молодежном театре. Купаловская премьера состоялась на Камерной сцене. Когда актеры находятся на расстоянии вытянутой руки от зрителей, способ выражения эмоций несколько иной, чем в большом зале, а интонация поневоле становится более доверительной. Здесь не спрячешься за спецэффектами — все жесты и мимика словно под увеличительным стеклом.
В центре истории — Он и Она. Они познакомились в танцевальном клубе, но вдруг Он перестал приходить на занятия. Чем не повод зайти к нему за разъяснениями? Ведь Она осталась без пары, и с ней никто другой не хочет танцевать. Более того, особых хореографических талантов у наших героев нет, зато есть проблемы с чувством ритма и музыкальным слухом. Но разве это причина опускать руки? Гораздо важнее уметь слышать друг друга. Слово за слово, и диалог перерастает в симпатию, симпатия — в робкое взаимное чувство…
Главные роли в спектакле исполняют Александр Пашкевич и Светлана Гусарова, недавно пополнившие труппу Купаловского театра. В их творческой копилке уже немало достойных ролей. Как забыть потрясающего доктора Дорна в исполнении Пашкевича в спектакле Искандера Сакаева «Чехов. Комедия. Чайка» в Молодежном театре? А какой яркой получилась мисс Призм у Светланы Гусаровой в еще одном спектакле Сергея Куликовского «Как важно быть серьезным» по Оскару Уайльду в Новом драматическом театре!
Складывается крайне интересный дуэт. Александр и Светлана элегантно справляются с огромной эмоциональной нагрузкой, которую всегда накладывают на актеров истории на двоих. Правда, в «Бясконцай гісторыі» периодически появляется как некое видение эффектная пара танцоров (хореографом-постановщиком спектакля стала Диана Юрченко). Также в одной из сцен мы увидим музыканта оркестра театра скрипача Геннадия Вишнякова с любопытным музыкальным номером. Наверное, так и можно сформулировать главную смысловую доминанту постановки — стремление к мечте. Поэтому столь пронзительно звучит в спектакле голос удивительной дивы Сезарии Эворы, в котором сосредоточены и любовь в сердце, и яркое солнце в небе, и легкая печаль…
Режиссер уходит от безмятежности и водевильности в сторону глубокой мелодрамы. На мой взгляд, на белорусской театральной сцене не хватает таких теплых камерных историй, рассказывающих о богатом внутреннем мире наших современников. Ведь в чем-то Он и Она — голос целого поколения. Поколения зрелого, во многом счастливого, реализовавшегося. В какой-то момент герои решают танцевать не по правилам, и этот «внутренний бунт» так понятен каждому зрителю — разве кто-то вправе решать, как именно тебе танцевать? Особенно на закате жизни?
Кстати, Сергей Куликовский избегает банальностей о том, что в каком-то определенном возрасте «жизнь только начинается». Тема возраста здесь вообще никак не педалируется, и это работает только в плюс. История далека от ложного оптимизма, как и от депрессивного настроения. В ней зрители найдут прежде всего впечатяющий заряд душевного здоровья.
pepel@sb.by