Премьера спектакля «Бясконцая гісторыя» в Купаловском театре порадовала зрителей искрометной игрой актеров

Встречное движение

Свой насыщенный 104‑й театральный сезон Национальный академический театр имени Я. Купалы завершил премьерой мелодраматической комедии «Бясконцая гiсторыя» по пьесе Михаила Хейфеца «Rock‑n‑roll на закате» в постановке приглашенного режиссера Сергея Куликовского, художественного руководителя Нового драматического театра. Он же выступил и художником спектакля.


Похоже, пьеса пользуется у нас большой популярностью — до этого спектакли по ней поставили в театре имени Я. Коласа в Витебске и Белорусском государственном молодежном театре. Купаловская премьера состоялась на Камерной сцене. Когда актеры находятся на расстоянии вытянутой руки от зрителей, способ выражения эмоций несколько иной, чем в большом зале, а интонация поневоле становится более доверительной. Здесь не спрячешься за спецэффектами — все жесты и мимика словно под увеличительным стеклом.

В центре истории — Он и Она. Они познакомились в танцевальном клубе, но вдруг Он перестал приходить на занятия. Чем не повод зайти к нему за разъяснениями? Ведь Она осталась без пары, и с ней никто другой не хочет танцевать. Более того, особых хореографических талантов у наших героев нет, зато есть проблемы с чувством ритма и музыкальным слухом. Но разве это причина опускать руки? Гораздо важнее уметь слышать друг друга. Слово за слово, и диалог перерастает в симпатию, симпатия — в робкое взаимное чувство…

Главные роли в спектакле исполняют Александр Пашкевич и Светлана Гусарова, недавно пополнившие труппу Купаловского театра. В их творческой копилке уже немало достойных ролей. Как забыть потрясающего доктора Дорна в исполнении Пашкевича в спектакле Искандера Сакаева «Чехов. Комедия. Чайка» в Молодежном театре? А какой яркой получилась мисс Призм у Светланы Гусаровой в еще одном спектакле Сергея Куликовского «Как важно быть серьезным» по Оскару Уайльду в Новом драматическом театре!

Складывается крайне интересный дуэт. Александр и Светлана элегантно справляются с огромной эмоциональной нагрузкой, которую всегда накладывают на актеров истории на двоих. Правда, в «Бясконцай гісторыі» периодически появляется как некое видение эффектная пара танцоров (хореографом-постановщиком спектакля стала Диана Юрченко). Также в одной из сцен мы увидим музыканта оркестра театра скрипача Геннадия Вишнякова с любопытным музыкальным номером. Наверное, так и можно сформулировать главную смысловую доминанту постановки — стремление к мечте. Поэтому столь пронзительно звучит в спектакле голос удивительной дивы Сезарии Эворы, в котором сосредоточены и любовь в сердце, и яркое солнце в небе, и легкая печаль…

Режиссер уходит от безмятежности и водевильности в сторону глубокой мелодрамы. На мой взгляд, на белорусской театральной сцене не хватает таких теплых камерных историй, рассказывающих о богатом внутреннем мире наших современников. Ведь в чем-то Он и Она — голос целого поколения. Поколения зрелого, во многом счастливого, реализовавшегося. В какой-то момент герои решают танцевать не по правилам, и этот «внутренний бунт» так понятен каждому зрителю — разве кто-то вправе решать, как именно тебе танцевать? Особенно на закате жизни?

Кстати, Сергей Куликовский избегает банальностей о том, что в каком-то определенном возрасте «жизнь только начинается». Тема возраста здесь вообще никак не педалируется, и это работает только в плюс. История далека от ложного оптимизма, как и от депрессивного настроения. В ней зрители найдут прежде всего впечатяющий заряд душевного здоровья.

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter