Сегодня в Житковичском районе открывают еще один мост. Пока общее внимание было приковано к большому мосту через Припять, аналогичную ситуацию переживали в Ленинском сельсовете. В меньшем масштабе, но с такими же трудностями. Накануне окончательного решения проблемы на месте события побывал наш собственный корреспондент.
Возможно, удивлю читателя, но агрогородок Ленин и деревня Ново–Ленин названы вовсе не в честь вождя Октябрьской революции. Хотя стандартный памятник Ильичу привычно возвышается перед зданием сельсовета. Первые упоминания об урочище Ленин датируются еще XVI веком. А в советскую эпоху недолгое время существовал даже Ленинский район.
Сегодня сельсовет включает в себя 11 населенных пунктов. Несколько из них отделены от центральной части рекой Случь. Прямая связь осуществлялась через деревянный мост, построенный еще в 1974 году. За время интенсивной эксплуатации конструкция обветшала, что было очевидно без всякой экспертизы. Примерно год назад мост окончательно «дошел до ручки». Игнорируя официальный запрет, пешеходы и велосипедисты на свой страх и риск пользовались тем, что осталось. Для автомобилистов опасность возрастала в разы. А о движении грузовиков не было и речи.
Почти год назад ленинцам, работающим на сельхозпредприятии и в лесничествах, пришлось освоить новый маршрут — в объезд. А это более 30 километров. Втрое больше, чем напрямую через мост. Те же трудности переживали до сегодняшнего дня в Ленинском отделении ОАО «Люденевичи». Доставлять работников, корма, удобрения и многое другое требуется ежедневно. Не говоря уже про такие горячие периоды, как посевная и уборочная.
Водитель грузовика ЗИЛ Николай Никанович в красках описывает реалии ежедневной работы:
— Когда сваи сломались, стали ездить в объезд. Время теряешь, топлива перерасход, а когда непогода — едешь еле–еле и думаешь, только бы не застрять.
Подобные истории могут поведать водители автолавок райпо, газовики, доставляющие населению баллоны, спасатели МЧС, почтальоны и много кто еще. Проблема затронула и два соседних — Юркевичский и Милевичский сельсоветы. Относящиеся к ним деревни находятся в зоне обслуживания Ленинской участковой больницы. Кратчайший путь к ней опять же — через реку.
Председатель Ленинского сельского исполкома Василий Немченя, с которым мы едем на мост, характеризует концепцию местной логистики:
— Коммуникаций у нас немного, и все очень тесно взаимосвязано. Мост нужен всем. У меня телефон в последние дни разрывается. Все спрашивают — когда уже можно проезжать?
При всем этом в районном бюджете строительство моста заложено не было. Но вместо того чтобы стенать, решили действовать. Древесину заготавливали сами, а оплатили ее спонсоры. Их, впрочем, здесь предпочитают называть не заморским словом, а по–нашему — «добрыми людьми». За стройматериалом дело не стало, и на помощь пришли военнослужащие. Отметим сразу, свой трудовой подвиг они совершили, не взяв за работу ни рубля.
Обращение местных властей к министру обороны не осталось без внимания. На помощь были направлены военнослужащие 188–й гвардейской инженерной бригады. Они провели разведку на местности — глубина Случи, к слову, здесь достигает четырех метров. Уточнили смету, доставили спецтехнику. Дальше все шло по плану. Для выполнения боевой задачи мирного назначения понадобилось меньше месяца. При том, что трудились всего семь человек.
Застаем их в деле. Военные заканчивают установку ограждений. Ритмичный перестук вбиваемых гвоздей сопровождается ревом бензопилы. Два офицера, как и солдаты–срочники, в рабочей форме и трудятся наравне. На вопрос о состоянии объекта командир инженерно–дорожной роты Александр Самуйлов докладывает по–военному четко:
— Мост готов. Длина — 55 метров, предназначен для пропуска гражданского транспорта до 45 тонн. Нормативные требования по прочности соответствуют поставленной задаче. Старый мост разбирали два дня. Судя по конструкциям, в любой момент он мог рухнуть.
Кипит работа и на побережье. Местные жители, «призванные» сельским исполкомом, облагораживают подъездные пути.
Не раз в этот день довелось услышать, что народ и армия едины. Прописная истина здесь доказана делом.
prolesk@sb.by
Фото автора.