Счет похороненных в братской могиле может идти на сотни.
— Когда началась война, мой отец был еще подростком, — рассказ местного жителя Владимира Котова мог бы стать сюжетом кинофильма. — Однажды он находился неподалеку и увидел, как сюда подъехали несколько машин, из которых высадили людей. А когда раздались автоматные очереди — испугался, спрятался. После того как немцы уехали, подошел ближе. Один из раненных красноармейцев был еще жив. Перед смертью он попросил, чтобы когда-нибудь их похоронили по-людски…
Массовые расстрелы возле Красного зафиксированы документально. Акт, датированный 1944 годом, сохранился в государственном архиве Гомельской области. Однако до перезахоронения тогда почему-то дело не дошло. А несколько лет назад Владимир Котов приобрел архивные аэросъемки. На них четко виден тот самый ров. Мужчина обратился к местным властям. Информацию передали военным. Поиски начались еще в 2016 году. Найти захоронение сразу не удалось. Когда же появилась карта, провели разведку на местности и обнаружили первые останки. Активная работа продолжилась этой осенью.
— Это смешанное захоронение — место расстрела военнопленных, гражданского населения, в том числе еврейского, а также тех, кто оказывал сопротивление оккупантам, — делится выводами ведущий специалист управления по увековечиванию памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных Сил Беларуси Александр Лугин. — Предположительно, сюда везли на расстрел пленных красноармейцев из находившегося в Гомеле концлагеря «Дулаг-121», а также гражданских заключенных из гестаповских тюрем. На сегодня по предметам амуниции обнаружены останки 25 солдат и 85 гражданских.
Сейчас на месте работает 52-й отдельный специализированный поисковый батальон Министерства обороны. На добровольных началах военнослужащим помогают участники поисковых общественных объединений «Ніколі не забудзем» и «Память Отечества».
Раскопки будут вестись до конца месяца. А в случае надобности продолжатся в следующем году. Ведь, как известно, война не закончена, пока не похоронен последний погибший на ней.