Дирижер Виталий Кульбаков осваивает новую специальность и мечтает о дне в тишине

«Все важные решения принимаю мгновенно»

Дирижер Виталий Кульбаков осваивает новую специальность, признается в любви с первого взгляда и мечтает хоть день провести в тишине

Главного дирижера Президентского оркестра Виталия Кульбакова мы застали в состоянии весьма непривычном. Вместо дирижерской палочки в его руках (неожиданно!) три желтых теннисных мяча. «Уходите в большой спорт, Виталий Григорьевич?» — шутим мы и, естественно, не угадываем. Оказалось, в свободное от репетиций время Кульбаков учится жонглировать. Поставил, рассказывает, цель: довести навык до автоматизма к апрелю 2025-го. В новой программе, которую Президентский оркестр представит слушателям в следующем году, маэстро Кульбаков выступит еще и в роли жонглера. Всех деталей как человек творческий и суеверный Виталий Григорьевич пока не раскрывает, но обещает: будет круто.

В рабочем кабинете Виталий Кульбаков хранит свой первый инструмент — аккордеон Weltmeister, родительский подарок.

Имидж — ничто, талант — всё

— У вас на столе открытка «Самому лучшему папе». Признавайтесь, чье творчество: сына или дочери?

— Недавно я был гостем проекта «Код личности» на «СБ ТВ», и у меня спросили, кто мой любимый художник. Так вот, любимый художник — мой сын Макар. Открытка тоже его рук дело. Он у нас очень творческая натура, как, впрочем, и все Раки.

— Но Ульяна, насколько помню, от брата тоже не отстает.

— Расскажу такой случай. Возвращаюсь как-то домой. Смотрю, стоит подставка, а на ней фигурки персонажей из мультфильма «Пластилиновая ворона». Подумал сначала, что жена с дочкой их где-то купили, настолько классно они были исполнены. Оказалось, Ульяна вылепила из пластилина своими руками! Сейчас у нее, кстати, новое увлечение — вязание. Пропускает математику, английский язык… и вяжет. Отношусь к этому спокойно. Считаю, нужно давать свободу творчества. По предметам наверстает, ничего страшного. Еще она очень любит петь, занимается в вокальной студии «Сириус», выступает на конкурсах, у нее есть награды. Жаль, правда, что фортепиано немного забросила. Потому что я, например, не одобряю ситуации, когда профессиональный вокалист не владеет фортепиано. Нужно уметь сесть и сыграть свое произведение, кавер, что угодно. Как-то мне довелось поработать с Игорем Лученком. На одну из репетиций Игорь Михайлович принес песню на свою музыку. Эта композиция нигде раньше не звучала, и он захотел дать ее артисту исполнить. А артист этот не владел фортепиано, соответственно, не мог ничего спеть. Попросили меня сыграть и напеть. Ну я спел как мог. Так вот, основываясь уже на моем примере, артист начал репетировать. Но так, конечно, быть не должно.

— Артист хоть хороший был?

— Очень.

— А можно в таком случае простить даже очень хорошему артисту невладение инструментом или отсутствие профессионального музыкального образования?

— Сложный вопрос. Дарований много. Но я считаю, если уж у тебя нашли определенный талант, то профессио­нально его нужно развивать в любом случае. Сам всегда учусь новому.  

Например, не владею некоторыми музыкальными направления­ми, так как наш оркестр в этом стиле не работает. Но если нужно, сажусь и разбираюсь. Очень важно познавать новое и не стесняться, что чего-то не знаешь. Особенно рекомендую отслеживать новинки руководящему составу: директору, дирижеру, продюсеру. Они должны быть в авангарде.


— Дома говорите о музыке?

— Во всех интервью подчеркиваю, что лучшая музыка — это тишина. А недавно вернулся с работы, начал что-то слушать, так жена засмеялась: «Зачем ты врешь всем СМИ, что дома тишина?» Конечно, сложно переключаться. Но я, правда, стараюсь проводить время без музыки.

— А что насчет современной российской и зарубежной попсы? Знаете, например, кто такая Инстасамка?

— Я в курсе, да. Но все эти артисты — проекты-однодневки. Через пару лет их никто и помнить не будет. Но опять же, есть артисты, которые специально выбирают себе скандальный имидж, однако в реальной жизни они интеллигентные и высокоинтеллектуальные люди. Просто работают на массовую культуру.

— В числе последних авторских новинок Президентского оркестра — проект «Новое имя», благодаря которому публика знакомится с молодыми белорусскими исполнителями. Хватает у нас талантливых новичков, что скажете?

— Более того, сегодня в культуре время молодых. Государством создаются все условия для того, чтобы талантливая молодежь могла раскрыть и проявить свои способности. Благодаря поддержке ­­Президента и доверию наших режиссеров молодое поколение артистов задействовано во всех значимых и знаковых концертах страны. Если говорить о нашем проекте «Новое имя», то сольные концерты Анны Трубецкой и Никиты Белько в сопровождении музыкантов Президентского оркестра показали и доказали: у нас есть молодежь, за которой будущее. Это артисты с определенным конкурсным и жизненным багажом за плечами. И когда мы рассматривали их кандидатуры для проекта «Новое имя», учитывали в том числе такой момент: артисты должны выдержать сольный концерт. Потому что сольник во Дворце Республики — это же не только исполнение произведений, но и диалог с залом. Кроме того, много работаю в составе жюри различных конкурсов и могу точно сказать: уровень молодых солистов за последние пять лет вырос колоссально. Некоторых уже присмотрел для нашего проекта.

Шестое чувство

— Вернемся к отцовству. Очень красивые старинные имена у ваших детей: Ульяна, Макар. Выбирали по святцам?

— Скорее по значению имени. Для дочери даже альтернативных вариантов не было. Ульяна — и все тут. А с сыном получилось сложнее. Вообще мне всегда нравилось имя Иннокентий. Но у всех сразу ассоциация со Смоктуновским. Хотя, казалось бы: ну классно же ­звучит! Иннокентий, Кеша… Но жена была категорически против. Тогда я пригрозил в шутку: вот пойду регистрировать ребенка в ЗАГС и если не Иннокентий, то запишу Аристархом. В итоге остановились на Макаре. И если старшая дочь у нас собранная и усидчивая, то Макар — человек-вихрь. Помню, с каким трудом делали ему прививки: выкручивался, как змея. Недавно решили направить его энергию в мирное русло, отдали в спорт. Сам, кстати, попросился на бокс.

С новорожденным Макаром.

— Какой вы родитель: строгий и авторитарный или мягкий и балующий?

— Контролирующий как минимум. Стараюсь давать фундамент. Ульяну на­учил читать в четыре года. А Макара, скажем так, пока тестирую. Не напрягаю его, этим в основном занимается мама. Но если детям нужно выполнить какую-то задачу, имеющую дедлайн, то здесь у меня все строго. Знаю, например, что у Ульяны будет выпускной экзамен по фортепиано в музыкальной школе. Пока у нее в этом деле разброд и шатание, но ровно за месяц я поставлю ей четкие сроки, все проверю и проконтролирую, и к экзамену она придет полностью подготовленной.

— С женой вы познакомились в оркестре. Это была любовь с первого взгляда?

— Абсолютно! Александра пришла к нам в 2006‑м. Я ее увидел и сразу понял: этот город наш с тобою — как в известной песне. Вообще, все важные решения в жизни я всегда принимаю мгновенно. Как будто вижу, к чему это приведет… Может, это и называется интуицией? Пример. Когда учился на третьем курсе музучилища, проходил возле Большого театра. Подумал: «Хорошо было бы здесь поиграть…» И уже через месяц я там играл! Тогда как раз объявили конкурс в сценический оркестр, я его выиграл и попал туда, где еще совсем недавно мечтал оказаться. То же самое было и с Президентским оркестром. Но вернемся к жене: я увидел ее и, кажется, сразу понял, что она станет моей супругой. В 2009‑м мы поженились.

— Видела вашу свадебную фотосессию в Вилейском районном Доме ремесел. Чья идея?

Свадьбу Виталий и Александра отпраздновали в соответствии с народными традициями.

— Начну с того, что в Вилейке живет моя любимая тещенька (не люблю слово «теща»!) Нина Вячеславовна, она работает на заводе «Зенит» в отделе кадров. Так что с городом определились сразу. А вот над финансированием этого проекта работали долго. Идею сделать свадьбу в белорусском стиле подсказал известный вилейский историк, краевед, редактор районной газеты Сергей Гончар. Нам задумка понравилась.  

Я люблю белорусские обряды и традиции и не приветствую, когда нашей культуре навязывают чужое. Поэтому на свадьбе было все как положено.  

А соломенный паук, которым наши предки традиционно украшали интерьеры своих хат на важные даты и праздники, до сих пор висит дома, служит таким своеобразным оберегом.

Еще один яркий момент нашей свадьбы — когда бабушка жены пела за столом народные песни. Она из носителей этой традиции, к ней часто приезжали фольклористы. Поэтому я настоял, чтобы у нас она тоже спела. К слову, свадьбу мы играли 31 октября, а следующим утром было венчание. И вот представьте: закончили гулять в два ночи, а к семи нужно было быть уже в церкви. Но мы, молодожены, не пили. Шучу, что хотелось досмотреть праздник до конца. Самое смешное, что за те пару часов, пока мы спали, успел выпасть снег! Александре даже пришлось шубу накинуть. Так что свадьба у нас прошла весело, есть что вспомнить.

— По иконам на столе понятно, что вы человек воцерковленный. А в гороскопы верите?

— Даже при подборе кадров ориентируюсь! У нас все струнные — Водолеи.

— То есть приходит к вам человек, Водолей по гороскопу, и вы его сразу берете?

— Ну вообще на скрипке он тоже должен уметь играть (смеется).

Тест на настоящего белоруса

— Знаю, что у вас есть дача в Вилейском районе. Какой вы дачник?

— Ответственный, но только в своем поле деятельности. У меня есть мотоблок «Беларус», так что моя зона ответственности — посадка и сбор картофеля.

— Честно говоря, сложно представить вас с мотоблоком в руках…

— А вы в Instagram посмотрите! Там есть видео, где я настраиваю мотоблок. Но картошкой, кстати, стараюсь не увлекаться. Вредно.

— Какой-то вы ненастоящий белорус. А как же драники?

— Нет, драники я люблю, только если они из молодой картошки. Тогда они получаются золотистые, с тоненькой корочкой. А из старого картофеля драники толстые, коричневые — такие не люблю. Хотя если жена сделает, то съем, конечно. Правда, последние три месяца сам себе готовлю. С тех пор как изменил систему питания, похудел на 16 килограммов.

— Ого, отличный результат! Поделитесь секретом?

— Да нет никакого секрета. Просто стараюсь питаться дробно, пять раз в день. Супруга очень вкусно готовит, и из-за этого я, скажем так, добрею. А как начальнику мне хотелось бы быть злым. Ну а если серьезно, то сейчас основу моего питания составляют только простые продукты: каши, отварная рыба, нежирное мясо. Этого режима нужно придерживаться постоянно. Нельзя сегодня съесть конфетку, а завтра картошечку. Так что каждый вечер около 20 минут провожу у плиты, у меня параллельно стоят две кастрюльки: 140 граммов каши и курица или рыба. С утра ем вареные яйца. Вот, собственно, и весь секрет.

— Как вы пришли к такой дисциплине? Все-таки очень много соблазнов вокруг: то фуршеты, то банкеты...

— У каждого свой обмен веществ. Кому-то повезло, у них все быстро усваивается. А есть такие, как я, которые должны следить за весом. Вы знали, что есть память мышечная, а есть пищевая? Сначала сложно, да. Но со временем организм привыкает. Плюс я большой поклонник прогулок на свежем воздухе. На днях дошел от центра города до станции метро «Могилевская». И ничего, даже не устал. Только понял, что обувь у меня не слишком удобная.

— Строгать, пилить, рубить — все умеете?

— Все могу, но нужно вдохновение. К чему лежит душа, то и делаю. У нас большой огород, одной картошки только восемь соток. Жена и теща любят поменять работу с бумажками на работу на даче, а я на подхвате.

— Соседи по дачному участку знают, что вы дирижер Президентского оркестра?

— Конечно, знают и гордятся знакомством. Ни одной передачи с моим участием не пропускают. Так что я своего рода дачная знаменитость. Есть у меня еще дача в поселке Петришки возле Радошковичей, но я там редко бываю. Под Вилейкой на тещиной усадьбе чувствую себя комфортнее, там очень домашняя обстановка. Все-таки, приезжая за город, хочется отдохнуть, а не возвращаться к рабочему режиму и рассказывать соседям, как дела в оркестре.

— С музыкой мы разобрались. А кино смотрите, книги читаете?

— Что касается фильмов, то люблю документальное кино о великих композиторах. Но признаюсь честно: могу заснуть на середине. Включаю, например, историю про Чайковского, а просыпаюсь — уже про Мендельсона рассказывают. На днях закончил смотреть хороший фильм 2019 года про Лучано Паваротти. Он так и называется — «Паваротти». От души рекомендую. Еще у меня есть такая особенность: всегда заканчивать начатое произведение. Не важно, кино или книгу. Потому что, как говорил герой фильма «Львиная доля» с Николаем Караченцовым, нет ничего хуже незаконченных дел. «Мастера и Маргариту» Булгакова, например, начинал читать раз восемь. Доходил до половины и забрасывал. Как-то мы поехали с другом в Алушту, и я поставил цель: дочитать. Взял на пляж и решил, что не уйду, пока полностью не закончу. Сгорел на солнце, но «добил» за день.

В Витебске на «Славянском базаре»…

… и на новогоднем представлении во Дворце Республики.

— Кто круче: Моцарт или Бетховен?

— То есть вы предлагаете выбрать из двух гениев? Отвечу так: оба крутые, но лично мне по душе музыка Бетховена. Если выбирать, что играть, тоже выберу Бетховена. Просто мне ближе те чувства, которые передают его произведения.

— И последний вопрос. Какую мелодию должен знать каждый белорус?

— Гимн Республики Беларусь. А разве есть варианты?..

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter