Человеческий капитал: зона риска и широкие возможности

Все решают люди

У понятия «цивилизация» есть много определений. Одно из весьма распространенных технологический прогресс фундаментально состоит из двух компонентов: энергетики и науки. Впрочем, первое слагаемое тоже совершенствуется интеллектом людей. Устойчивое развитие цивилизации безусловно зависит от человеческого капитала. Это же справедливо и для отдельно взятой страны. Особенно если говорить об устойчивом и долгосрочном векторе движения вперед. Его определяет в первую очередь человеческий капитал. Сырьевая база является важной, но не ключевой составляющей. В конце концов, сырье можно купить у государств, которые богаты полезными ископаемыми. По большому счету нефти, газа, металлов и других природных богатств в мире хватает. Иногда даже возникает профицит. Но умных и умелых людей не хватает по всему миру. И самая жесткая конкуренция в современном мире разворачивается не только за ресурсы и технологии, а прежде всего за человеческий капитал как фундамент для воспроизводства всех материальных и нематериальных благ. Как сохранить человеческий потенциал, приумножить его и не потерять, обсуждали на круглом столе «Человеческий капитал как основной ресурс долгосрочного устойчивого развития», организованном Научно-исследовательским экономическим институтом Министерства экономики в рамках серии мероприятий по разработке Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2040 года. 

Берегите кадры

Мировой демографический тренд — старение населения. В большинстве стран, как следствие, сокращается количество трудоспособных граждан и увеличивается нагрузка на социальную сферу и здравоохранение. Конечно, есть регионы, в которых продолжается рост населения: государства Средней Азии, Индия, большинство стран Африканского континента. Но очаги демографического взрыва находятся от нас далеко. Если же рассматривать регион вокруг Беларуси, то все без исключения страны вступили в период устойчивого демографического старения, когда увеличивается продолжительность жизни, происходит концентрация (иногда даже сверх меры) населения в городах (особенно в мегаполисах) и снижается рождаемость. Поэтому технологические революции по схеме позапрошлого (в Британии, Германии) и прошлого (сталинская индустриализация, экономические прорывы азиатских тигров) не могут произойти. В тот период развитие промышленности подкреплялось притоком относительно дешевой и многочисленной рабочей силы из сельской местности. Повторить прошлый опыт не получится, необходимы новые стратегические подходы. 

Татьяна Бранцевич.
Заместитель министра экономики Татьяна Бранцевич констатировала: дефицит трудовых ресурсов — долговременный и стратегический вызов. «Как в количественном, так и в качественном аспектах», — уточнила она. Некоторые страны компенсируют нехватку национальных трудовых ресурсов за счет миграции. Достаточно распространенная стратегия. Но неоднозначная с точки зрения результата. По той простой причине, что для прорывного развития необходимы квалифицированные кадры. А их-то по большому счету не хватает и в большинстве стран — потенциальных реципиентов. Также присутствуют сложности с адаптацией мигрантов из далеких регионов. Их полноценное интегрирование в новую культурную среду требует и временных, и финансовых, и моральных усилий. И от государства, и от общества. Словом, процесс сложный.

Татьяна Бранцевич убеждена, что на первом месте по актуальности для Беларуси должна являться задача не привлечения новых трудовых ресурсов издалека, а удержание своих кадров. А еще лучше возврат мигрировавших сограждан. «У нас уникальные трудовые ресурсы, — искренне похвалила белорусов заместитель министра экономики. — Наши люди образованные, трудолюбивые, толерантные, законопослушные и исполнительные. И наши европейские соседи не особо хотят видеть у себя гостей из Африки или Ближнего Востока, но широко раскрывают двери для белорусов». По ее мнению, все больше ощущается давление на наш рынок труда региональной конкуренции. Конкуренция была всегда. Но если раньше острие импортного head hunter было направлено на наших технических специалистов и научно-исследовательские кадры со стороны богатых транснациональных корпораций, то сейчас борьба за работников происходит по широкому фронту и географии. Уже страдают от нехватки линейного персонала банки, торговля… 

Активно стал «оттягивать» работников российский бизнес, предлагая более высокие зарплаты. На уровне регионов (например, Санкт-Петербург) реализуются программы по закрытию вакансий по дефицитным и стратегически важным позициям за счет приезжих работников. Причем им сразу предлагают жилье, зарплату и другие преференции. И белорусы становятся желанными кандидатами благодаря своей ментальности, отсутствию языкового барьера, очень близкой культуре, а также унификации законодательства в рамках Союзного государства. Привлекать белорусов для российских работодателей намного проще по сравнению с гражданами других стран СНГ и ЕАЭС, не говоря уже про дальнее зарубежье. 

Не рублем единым

Как не потерять кадровый потенциал? «Ответ простой: все работают, в том числе за деньги», — убеждена Татьяна Бранцевич. И реальному сектору надо не жаловаться на какие-то сложности (они есть всегда) и на дефицит кадров, не питать надежды, что они появятся, не пенять на систему образования (она может подготовить квалифицированных специалистов, но не увеличить количество абитуриентов), а активно создавать конкурентоспособные рабочие места. Это позволит повысить производительность труда вместе с зарплатами и заместить труд капиталом — пожалуй, единственный выход на траекторию роста при дефиците трудовых ресурсов. Татьяна Бранцевич привела в пример одну из сельхозорганизаций Минщины. Когда к ней присоединили отстающее хозяйство и хороших работников в нем катастрофически не хватало, то предприятие вложило средства и построило автоматизированную ферму. И так решило проблему и дефицита кадров, и их закрепления. «Заведующая фермы — молодая девушка, ходит на работе в модной одежде, все автоматизировано, за всеми процессами она следит с монитора, — рассказывает заместитель министра экономики. — У нее хорошая зарплата, есть свой дом, машина. И она всем довольна и не думает уезжать из села». 

Эксперты на круглом столе также отметили: заработная плата пока считается ключевым фактором при выборе места работы. Но если говорить о поколении миллениалов и моложе, то по значимости подтягиваются и другие критерии. В частности, молодое поколение очень ценит время (совершенно невосполняемый ресурс). Поэтому для них все больше важен баланс работы и досуга. Говоря образно, чтобы, зарабатывая на жизнь, оставались время и силы пожить. Зарплата важна, но не менее значимо и наличие досуга, чтобы ее потратить в свое удовольствие. Это новая ментальная черта, с которой работодателю (хочет он этого или нет) придется считаться. И соответствующим образом выстраивать бизнес-процессы. 

Татьяна Мельникова.
Ректор ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и работников промышленности «Кадры индустрии» Татьяна Мельникова убеждена: материальная составляющая в «борьбе за кадры», конечно же, важна, но нельзя все сводить к зарплате, а необходимо на кадровую политику смотреть комплексно и многогранно. Как кандидат психологических наук она придерживается научной теории (подтвержденной практикой), согласно которой в работе с людьми необходимо ориентироваться на три базовые потребности психически здорового человека: труд (стремление что-то созидать руками или умом — одно из существенных отличий человеческих существ от всех остальных), общение (возможность эмоционального обмена значимой информацией и впечатлениями дает ощущение принадлежности к социальной группе, является важным условием формирования вовлеченности и преданности) и самореализация (желание раскрыть в полной мере свой потенциал, проявить способности и таланты, получить признание, оставить след в жизни дает человеку ощущение смысла существования). В то время как оплата за труд должна быть адекватным следствием затраченных усилий и полученного результата. Лишь в этом случае зарплата является мотиватором к труду и развитию в профессии на конкретном рабочем месте, а не источником вечной неудовлетворенности в поисках лучших условий найма. 


Указанные потребности остаются неизменными на протяжении истории человечества и служат в том числе основой трудовой мотивации. Меняются только инструменты и механизмы их реализации. Пушкин писал своим многочисленным друзьям письма, сейчас контентом обмениваются в социальных сетях. Татьяна Мельникова предостерегает: «нельзя себя загонять в ловушку заработной платы» и формировать соответствующие психологические установки у людей, постоянно подчеркивая приоритет именно этого показателя в привлечении и удержании трудовых ресурсов. Тем более, по ее мнению, выиграть региональную конкуренцию исключительно по меркантильной составляющей у Беларуси шансы не очень большие. Наши соседи (Евросоюз и Россия) намного превышают нас по размерам и финансовым возможностям. Поэтому необходимо на рынке труда использовать более гибкие маркетинговые стратегии. «Иначе мы подготовим специалистов, а когда они станут профессионалами, их перекупят корпорации из соседних государств», — убеждена Татьяна Мельникова. Поэтому для удержания молодежи (впрочем, и люди более старшего возраста тоже приобретают повышенную мобильность) необходимо продвигать другие составляющие, которые реально может дать наша страна. Надо быть честными и не обманывать самих себя в угоду нереалистичным ожиданиям, играя на руку конкурентам. Правда — сильнейшее оружие и необходимое условие обеспечения как социального благополучия и кадровой безопасности, так и устойчивого экономического роста. «Необходимо формировать правильные ценности», — констатирует Татьяна Мельникова. И дополняет: исключительно морально-этическая составляющая вовсе не исключает тезис о материальном благополучии. По этому критерию мы можем и не опережать конкурентов, но и отставать нельзя. 

Марина Сачек.
Профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения Института повышения квалификации и переподготовки кадров здравоохранения Марина Сачек согласилась, что для молодежи очень важна возможность самореализации. Особенно, как отметила она, в медицинских профессиях, требующих «рукоприкладства»: хирургии, травматологии и так далее. Но обратила Марина Сачек внимание и на значимый фактор человеческого капитала — здоровье. Прекрасно, когда увеличивается продолжительность жизни, но необходимо максимально продлевать активную и трудовую продолжительность жизни. По мнению специалиста, смертность в трудоспособном возрасте от неинфекционных заболеваний пока находится на неоправданно высоком уровне. Причем более 75 процентов такой смертности приходится на причины, связанные с девиантным поведением. Прежде всего с употреблением табака и алкоголя. Диспансеризация, которая сейчас активно внедряется в Беларуси, как раз направлена на выявление рисков для здоровья и работу с ними. Конечно, не всегда можно восстановить полностью организм после длительного пристрастия к вредным привычкам. Но, по крайней мере, регулярные обследования позволяют медикам предотвращать наихудшие варианты развития событий. 

По убеждению Марины Сачек, необходимо проводить политику здорового образа жизни. Формировать и соответствующую идеологию у граждан. Прекрасной идеей специалист считает программу здорового города и поселка, которая уже охватила 263 населенных пунктах. Здоровье нации отражается на экономическом потенциале. Как отметили эксперты, из-за нынешнего уровня преждевременной смертности от неинфекционных заболеваний (напомним, основная причина — вредные привычки) экономика страны теряет около 5 процентов ВВП. 

Мудрость приходит с годами

С одной стороны, старение населения — вызов, с другой — определенные возможности. Однако необходимо вырабатывать на рынке труда более дифференцированные подходы, чтобы использовать потенциал старшего поколения. Опять же, понимая, что людям в возрасте не всегда позволяет здоровье и самочувствие трудиться, например, полный рабочий день, у них в силу объективных причин уже более замедленная моторика. Словом, у каждого возраста есть свои особенности. Кстати, немало и положительных. Старшее поколение более ответственное, педантичное, исполнительное, меньше склонно менять место работы, более лояльно к компании. Есть у таких работников и жизненный, и профессиональный опыт. 

Другой вопрос, что этот опыт необходимо подкреплять новыми знаниями, проводить его ревизию и перезагрузку исходя из технологических реалий и тенденций. И реализуя знаменитую концепцию «образование через всю жизнь», необходимо ориентироваться не только на молодежь, но и на людей среднего и старшего возраста. Они уже состоялись, поэтому не будут тратить время на бесполезные предметы, которые вкраплены в программу с учетом каких-то предпосылок, не связанных с применением на практике. Татьяна Бранцевич считает, что привлекательных образовательных продуктов, рассчитанных именно на взрослых людей, в Беларуси еще недостаточно. И это направление необходимо развивать. И более широко внедрять различные инструменты дистанционного образования, чтобы можно было повышать квалификацию или даже проходить переподготовку с минимальным отрывом от производства. Развитие продуктов последипломного, дополнительного образования, несомненно, способно повысить вовлеченность трудовых ресурсов всех возрастов. 


Объективно говоря, стартовый человеческий капитал у нас очень значимый. Но необходимы комплексные усилия и стратегическое видения его развития и сохранения. Особенно с учетом высокой конкуренции за трудовые ресурсы, дефицит которых принципиально изменяет экономические нарративы по всему миру. Определенное конкурентное преимущество по этому параметру у страны имеется. Но потенциал необходимо трансформировать в экономический результат.


volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter