Некогда белорусская студия при Минобороны создавалась по образу и подобию знаменитой Студии военных художников имени Митрофана Грекова, которая с 1934 года объединяла баталистов СССР, а потом России. Сегодня Беларусь — независимое суверенное государство, ставшее преемником и хранителем лучших героических традиций Советского Союза и памяти о Великой Победе, потому появление в 2003‑м Студии военных художников было знаковым, закономерным и необходимым: у ее истоков стояли в том числе мастера‑фронтовики — народные художники Михаил Савицкий и Леонид Щемелев, поколение детей войны — такие выдающиеся мастера, как Владимир Гордеенко и Леонид Дударенко, народный художник Георгий Поплавский, Николай Опиок, Владимир Уроднич, Георгий Лойко, народный скульптор Беларуси Иван Миско. К слову, художники‑«грековцы» передали самые горячие поздравления коллегам‑белорусам и предложение провести совместную выставку: художникам патриотического направления двух стран, безусловно, есть что сказать друг другу.
Первыми посетителями выставки стали студенты БГПУ, курсанты военного факультета БГУ и воспитанники Минского суворовского военного училища. Мастера сами провели для них экскурсию, рассказывая о собственных работах. Многие из них посвящены сегодняшним будням нашей армии и писались с натуры во время учений. Другие же написаны по воспоминаниям военного детства и почти до мелочей документальны, говорит руководитель Студии военных художников заслуженный деятель искусств, лауреат премии Президента «За духовное возрождение», почетный академик Российской академии художеств Николай Опиок:
Руководитель Студии военных художников Николай Опиок.
— Вспомним 2003 год — в Доме офицеров мы развернули выставку «Память». Сегодня, пройдя 20‑летний путь, проведя сотни выставок, выездов, встреч, вернулись сюда с выставкой «Отечеству служим». Работаем от души, от сердца, от того, что знаем и помним. Мы хотим продолжить то, что делали художники Беларуси, защищавшие родную землю с винтовкой в руках. Они создавали первые картины, вспоминая свои военные дороги. Мы — их последователи, которые узнали войну детьми. Работы над картинами идут у нас сложнее, подходим к этим событиям более философски, потому что от начала военной поры прошло уже 80 лет. Документально: в декабре 1941‑го мы — моя мама и пятеро детей — жили в бане, а в нашем доме орудовали выгнавшие нас фашисты. Тех немцев и полицаев в бело‑красно‑белых повязках я помню до сих пор поименно и по внешности…
Многие из участников Студии военных художников осиротели в раннем детстве, их родители не вернулись с войны: отец Владимира Уроднича воевал в партизанах, отец недавно ушедшего из жизни Владимира Гордеенко был из тех, кто в ночь на 22 июня 1941 года первым на границе встречал грудь в грудь гитлеровских захватчиков... Оттого каждая работа — как манифест: никогда не забудем!
— Для этих художников обращение к военной теме — возможность говорить о мире, — подчеркивает первый заместитель председателя Белорусского союза художников Наталья Шарангович. — Потому что когда мы сегодня говорим об армии — мы, конечно, говорим о мире. Надеюсь, что молодые авторы будут приходить в студию и тоже поднимать эти темы. Студия военных художников — это, безусловно, явление в культуре и истории Беларуси, ее участники большие и высокие профессионалы, они говорят языком живописи о самом важном, что есть вокруг нас, о нашей истории и современности. Если вы пройдете по экспозиции, то почувствуете этот посыл: все то, что мы любим, все то, что мы должны сохранить не только для себя, но и для наших потомков, все то, что является нашей самой большой ценностью. Конечно, самая большая ценность — это наша земля, наша Беларусь, мир вокруг нас.
Именно творцы своими работами защищают народ от нравственного перерождения под напором чуждых «ценностей». Высокая культура и искусство тоже фактор сдерживания от попыток разговора с нами с позиции силы,напоминает профессор кафедры идеологической работы и социальных наук Военной академии Республики Беларусь Владимир Макаров:
— 20 лет — это по историческим меркам немного, но самое главное, что Студия военных художников в суверенной и независимой Беларуси состоялась. Каждая картина здесь бесценна. Например, триптих «Щит Отечества» Николая Опиока уже вошел в историю нашей страны. Картину «Спецназ» Владимира Гордеенко очень любят наши десантники и спецназовцы. Любят потому, что эту работу можно смело назвать «Последний бой»: художник изучил все аспекты теории, практики и тактики действий сил специальных операций, композиция выстроена по всем направлениям таким образом, что понятно — эти люди приготовились, если придется, как можно дороже продать свои жизни. Тезис «когда говорят пушки, музы молчат» неправилен: во время Великой Отечественной войны на алтарь Победы был положен не только талант наших полководцев и героизм советского народа, но и высокое искусство.
Традиция — вот направление, в котором работает Студия военных художников. Это верность высоким смыслам, это верность нашему Отечеству. Единственное, что можно пожелать нашим художникам, — оставаться на острие этой борьбы и дальше жить на благо Беларуси.
Художник Владимир Уроднич проводит экскурсии по выставке.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Первый заместитель начальника главного управления — начальник управления морально‑психологического обеспечения главного управления идеологической работы Министерства обороны полковник Олег Копыл:
— 20 лет Студии военных художников — много это или мало? Наверное, не нам и не сегодня давать такую оценку. Что сделано, сколько души вложено в произведения — это все‑таки не задача по математике. Ту работу, которая проделана художниками за эти годы, будут оценивать потомки. Как сказал философ: «Искусство не должно опускаться до уровня общества. Искусство должно тянуть общество вверх». Студия вносит огромный вклад в патриотическое и духовное воспитание как молодого, подрастающего поколения, которое придет нам на смену, так и всего нашего общества.
ovsepyan@sb.by