Как грамотно влиться в новый коллектив

Все на новенького?

Именно в сентябре мы часто попадаем в новое окружение. Школа, вуз, да и на новую работу нередко выходим как раз после летнего отпуска. А вхождение в коллектив в роли новичка — процесс непростой: второго шанса произвести первое впечатление не бывает. Психолог рассказала, как держаться в сложный период адаптации.

По мнению психологов, в новом коллективе ни в коем случае не надо слишком стараться понравиться.
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ

— Анастасия Евгеньевна, роль новичка действительно настолько некомфортна для большинства из нас?

— Безусловно, приход в новый коллектив — одна из наиболее стрессовых ситуаций. В раннем подростковом возрасте может даже спровоцировать заболевание. Даже если в семье все стабильно, поступление, к примеру, ребенка в первый класс — стресс для всей семейной системы. Очень важно, чтобы человек не оставался с ситуацией один на один. Так, если речь идет о выходе на новую работу, то очень здорово, если на предприятии существует какая-то система адаптации, грамотный руководитель и, например, дают наставника, который помогает освоиться. Но так далеко не везде. Если человек справляется в одиночку — его ввели в коллектив, представили и бросили — это невероятный стресс.

— Что самое тяжелое во всей гамме чувств новичка?

— Неопределенность. Это переживания, которые могут включить даже не психологические механизмы, а биологические. Например, внимательный родитель может заметить, что у его ребенка, перешедшего в новый класс, вдруг нарушается пищеварение.

Казалось бы, при чем тут это? Но таким сильным может быть телесное напряжение.

— Есть общие рекомендации для новеньких?

— На первом этапе главное — осмотреться. Понять, какие порядки приняты в коллективе, как взаимодействуют люди. Ни в коем случае не надо слишком стараться понравиться — идет ли речь о взрослом или о ребенке, о школе, вузе или работе. Например, ошибкой будет отправлять ребенка в детсад с угощениями или сразу бросаться оказывать какие-то услуги коллегам. Потому что тяжелее как раз будет тому, кто избыточно старался.

— А как же нужно держаться?

— Больше слушать и спрашивать. Нас даже нарочно могут ввести в заблуждение. Я давно заметила, что, когда в хорошо знакомую между собой группу попадает новый человек, очень часто первым к нему обращается, крайне дружелюбно, какой-нибудь интриган. Или кто-то, кто желает занять лидирующую позицию, но по каким-то причинам ему это не удается. Этот человек может даже бояться конкуренции именно со стороны новичка. И давать искаженную информацию или стараться выведать что-то в своих целях. Поэтому, пока вы не поняли, что за коллектив, какие в нем связи, не выкладывайте личную информацию.

— Каких тем уместно касаться в беседах?

— Самых нейтральных. Например, отвечая на вопрос «Где ты живешь?», не стоит пускаться в подробности. Отвечайте в таком духе: «Мне добираться около часа». Не стоит обсуждать политические и мировоззренческие вопросы и тем более не надо ничего доказывать, вступать в споры. Вы тут человек пока чужой. Ваша задача — сориентироваться, узнать, где можно пообедать, принято ли выходить на перекур и т.д. О каких-то нюансах руководитель может не сказать, а они важны. Информацию всегда лучше уточнить, не пытаться догадаться.

— Сколько в норме может длиться период, когда мы чувствуем себя не в своей тарелке?

— Первая пара недель — самая острая фаза. А если человек приходит на ответственную должность, у него в подчинении еще и коллектив, то все этапы адаптации вообще могут занимать год. И большую ошибку делают те руководители, кто приходят и, не разобравшись, как работает весь механизм, начинают все сразу менять. Они встречают колоссальное сопротивление коллектива, даже отторжение. И их инновации приняты не будут. Поэтому первые недели две лучше ничего не делать, присматриваться, первый месяц — приспосабливаться к тем процессам, которые есть.

— А простой смертный скоро ли почувствует, что напряжение отпускает?

— Недаром испытательный срок длится три месяца. И три месяца у нас все равно будет довольно сильный стресс. Хотя к концу первого месяца начинаются взаимодействия, но пока что нужно приспосабливаться. Коллектив — сложная система взаимоотношений. И, задев что-то одно, человек может обрести сложности где-то в другом месте. Полное приспособление к среде происходит в течение полугода, это длительный процесс. Нужно занять свою нишу, понять свои роли, границы ответственности и полномочий. Не нужно торопиться. Это относится к любому коллективу.

— Связана ли наша самооценка с тем, приняли ли нас в коллективе?

— Очень сильно связана. Последний этап адаптации в коллективе можно назвать самоидентификацией. Я идентифицирую себя с ролью изгоя? Или я — часть этой группы, это мои коллеги, и они меня принимают? Это завершающий этап вхождения в коллектив. Мы встраиваемся в него в некой роли, которая далее закрепится и будет влиять на нас и нашу жизнь. Именно поэтому нужно не торопиться заявить о себе, а присмотреться к людям вокруг и понять, а нужно ли вам признание именно в этом коллективе.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА


Анастасия Бирюкова — семейный психолог, гештальт-терапевт, супервизор. Член Российской психотерапевтической ассоциации.

Екатерина Пряхина

pryakhina@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter