В картинной галерее Михаила Савицкого развернулась интересная выставка. Называется она «Дамские штучки». Все экспонаты предоставил известный белорусский коллекционер, дизайнер, реставратор Игорь Сурмачевский. Ничего подобного и в таком объеме в наших краях не выставлялось. Место для коллекции выбрано не случайно — здание музея построено в конце XVIII века в Верхнем городе. Попадая на выставку раритетных дамских аксессуаров, зритель может ощутить атмосферу старинного городского дома, неторопливый ритм его жизни.
Коллекционер Игорь Сурмачевский
Мы беседуем с Игорем неподалеку в кафе, за чашкой кофе он рассказывает мне о том, как дошел до того, что начал собирать «дамские штучки»:
— Мне всегда нравилась мелочевка. Любил рассматривать картины Брейгеля, например. На его холстах так проработана каждая деталь — просто восхищает! Когда смотрю исторические сериалы, особенно английские, часто детали меня так завораживают, что перестаю следить за сюжетом. Весь реквизит подобран с поразительной точностью. Там не может быть ни кружев, ни пуговиц, ни иголки из другой эпохи. Все очень точно.
— Игорь, послушай, может, это связано с тем, что у них всего этого сохранилось много больше. У нас войны частые, пожары...
— Это так, но я хочу в наших музеях увидеть настоящее платье XVIII века. Его вполне можно приобрести на аукционе, а не выставлять бутафорию, так называемую реконструкцию. Хотя по стоимости все эти вещи сопоставимы. Подобные экспонаты неприятно удивляют...
— Возьмем XVIII век, достанем платье, шаль, обувь, но кроме этого, у дамы того времени хватало всяких штучек. Что входило в этот набор?
— Дамы всегда пользовались косметикой, начиная со времен Древнего Египта. В XVIII веке косметики стало еще больше. Косметичка в то время была больше, чем сейчас. Это и различные кремы для смягчения кожи. В исторических источниках есть советы, как смазывать кожу рук козьим жиром, а потом надевать кожаные перчатки и спать в них. Наутро кожа — атласная. Так же, с невероятной тщательностью, дамы ухаживали за ногтями. Полировали их, доводили до состояния жемчуга или внутренней поверхности раковины...
— А за зубами в те времена ухаживали?
— Еще как! Имелись и самые разные щетки‑щеточки и всевозможные зубочистки. И были в те времена хорошие дантисты, лечившие зубы... А уж как дамы ухаживали за ресницами и бровями, так ты и представить не можешь. Их выщипывали, выбривали и красили, даже делали накладные из мышиных шкурок и клеили... Есть знаменитый анекдот, как дама сняла такие брови и легла спать, а ночью их съела кошка. Существовали как маникюрные наборы, так и педикюрные — они украшены перламутром, серебром и золотом. Стоят сегодня очень дорого, на аукционах появляются редко. Так тщательно ухаживали за собой дамы не только в Париже или Лондоне. Им не уступали и наши красавицы, жившие в Несвиже, Минске, Витебске, Гродно...
— Как дама выходила в город?
— Выходила, неся все свое прелестное достоинство. Это одежда, прическа, облако ароматов и пудры. Кстати, пеньюар создан для того, чтобы пудра не сыпалась на одежду. Имелась даже черная пудра для траурных мероприятий. Тогда все старались делать изысканно и красиво. Даже футляр для любовных посланий — образец высокого искусства.
— Давай вернемся к облаку ароматов. Какими духами пользовались дамы два столетия назад?
— Флаконы для духов производили знаменитые мануфактуры. Все они объемные, некоторые напоминают графины, и посетители этой выставки даже думают, что они созданы для алкогольных напитков. Но это не так! В то время еще не научились делать духи настолько концентрированными, как сегодня. Брались лепестки цветов: розы, лаванды и так далее, а также пахучие масла, и все это настаивалось на спирту. Чтобы оставлять за собой шлейф ароматов, даме приходилось выливать на себя достаточное количество так называемой цветочной воды.
— Современная женщина выходит в город с сумкой, где хранится все самое необходимое, все ее дамские штучки. А были ли сумки два столетия тому?
— Сумки появились в начале XIX века, а до этого дамы пользовались правым и левым карманами своего платья. Так что привычная сумка произошла от кармана, похожего на торбу. Убранство дамы было сложным и состояло из каркаса, изготовленного из китового уса, нижних юбок, рюшек. Под платье на специальном ремне крепилось два кармана. Сверху надевалось основное платье с прорезями, чтобы можно было запустить руку в «карманы у бедра». Есть известный старинный рассказ «Бабушкин карман». Так вот там описывается, что в нем находилось: огромный апельсин, печенье, записки, иголки, заколки и чего там только не было. Но мода меняется, кринолин исчезает, и карманы выходят наружу. Их надо чем‑то заменить, правильно? Появляется ридикюль в виде мешочка. Что в нем носили: парфюм, иголки, наперсток, нитки и заколки, чтобы быстро пришить оторвавшиеся бант или ленту... Естественно, была и мушечница, чтобы передать кавалеру послание, подать знак. Там же лежала и бальная книжечка, куда записывались обещанные кадрили.
— А деньги там были?
— Естественно, но не бумажные купюры, а монеты. Кошельки того времени назывались «кошелек для соверена». Еще были портрезоры, прозванные «кошельками скупого». Это узкий кошелек, иногда вязаный, иногда бисерный. Столбик мелочи фиксировался специальным кольцом‑зажимом. А отверстие было настолько узкое, что в него можно было просунуть только два пальца и вынимать монеты по одной. Носили портрезоры за поясом. С одной стороны монетки мелкие, а с другой — достоинством побольше. Подобная форма — кошелек‑чулок, пришла из Средневековья.
Вот еще что любопытно. В те не столь и далекие времена дамы и кавалеры пользовались одинаковым парфюмом.
— Твой рассказ и вся выставка красноречиво говорят о том, что наши земли не были сплошь крестьянскими. Что в городах и поместьях жила и высокая мода, такая же, как во Франции, Англии, Польше...
— Так и есть! И приходила мода в наши края не с Востока, а с Варшавы, Парижа, Лондона, Риги. Наши дамы заказывали именно там свою одежду, парфюм, да и все эти тысячи милых дамских штучек.
На выставке представлено почти три сотни экспонатов, каждый — отдельная и невероятно увлекательная история.
stepan@sb.by
Фото автора.
В картинной галерее М.Савицкого открылась выставка «Дамские штучки» коллекционера Игоря Сурмачевского
Все, что прелестнице надо
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.