Врезаться в людей на автомобиле — новая тактика террористов?

В пятницу, 7 апреля, в центре Стокгольма грузовой автомобиль врезался в толпу пешеходов, в результате чего погибли как минимум три человека. Премьер-министр Швеции Стефан Левен назвал случившееся терактом и атакой на страну. 

22 марта аналогичный наезд на пешеходов был осуществлен в Лондоне — погибли пять человек, включая самого террориста. В 2016 похожие, но более масштабные теракты, произошли в Ницце и Берлине — в общей сложности в них погибли почти сто человек и сотни пострадали.

«Медуза» рассказывает, что известно про метод атаки, который стал популярен среди террористов.

Фото: Рейтер

Врезаться в людей на машине — это новый вид терактов или такое бывало раньше?


Этот метод атаки известен достаточно давно, его называют car-ramming или vehicle-ramming (таран автомобилем). Тактику нельзя назвать новой, но в последние годы она стала особенно популярной у террористов. В частности, ее часто применяют палестинские радикалы в Израиле: с 2015-го власти зафиксировали более полусотни попыток тарана. Как правило, преступники направляли машину на израильских солдат или полицейских или въезжали в людей, которые ждали автобуса на остановках.

Самый масштабный теракт такого рода произошел в Ницце 14 июля 2016 года во время празднования Дня взятия Бастилии, когда выходец из Туниса на грузовике насмерть задавил 86 человек и нанес травмы еще сотням людей. Подобные атаки происходили в Европе и раньше: в 2014-м более 20 человек пострадали во время терактов на рождественских ярмарках в Дижоне и Нанте.

Теракт в Ницце. Карта. 
Спутниковый снимок: DigitalGlobe / Getty Images

Когда террористы начали чаще совершать такие атаки?


В конце 2000-х и начале 2010-х годов. Эксперты аналитической компании Stratfor предположили, что палестинские боевики осваивают новую тактику против израильтян, после трех подобных атак. Радикальные исламистские группировки открыто призывали своих сторонников использовать машины для убийства «неверных».

В 2010-м англоязычный журнал Inspire, выпускавшийся одним из подразделений террористической группировки «Аль-Каеда», опубликовал материал, в котором объяснял последователям, как именно совершать теракты с помощью грузовиков и джипов. Автор подчеркивал, что подобные атаки раньше широко не применялись, поэтому в них есть эффект неожиданности. Лондонский теракт как будто списан с этой инструкции: преступник использовал тяжелую машину, выбрал узкий участок в людном месте (Вестминстерский мост), где жертвам было сложно убежать, после чего не пытался скрыться, а продолжил атаку.

Почему террористы стали чаще использовать такую тактику?


Потому что она на какое-то время стала эффективной — об этом напрямую говорят и сами преступники, и эксперты по борьбе с терроризмом. Машина — куда более доступное орудие убийства, чем самодельное взрывное устройство. Новый способ позволяет вовлечь в террористические преступления большое количество людей, которые могли никогда не контактировать ни с одной из исламистских группировок, но разделять их взгляды. По той же причине основным методом атак в Израиле стали нападения с обычными кухонными ножами. Спецслужбам гораздо сложнее противостоять таким терактам, чем, например, взрывам: ведь бомбу можно обнаружить с помощью металлоискателя или обученной собаки — и таким терактам, как правило, предшествует планирование, которое можно отследить.

Теракт в Лондоне. Карта.
Спутниковый снимок: Image Landsat / Copernicus / Google Earth. Источник: The New York Times

Как государства противостоят угрозе новых таранов?


Основной метод — защита публичных мест с помощью тумб или стоек. Таким способом, например, защитили многие автобусные остановки в Израиле после серии атак в 2015 году. Возможно, в будущем можно будет предотвращать такие теракты с помощью технологий — машины начнут оборудовать системами, которые автоматически остановят автомобиль, если водитель не реагирует на опасность столкновения. По данным СМИ, грузовик, на котором был совершен теракт в Берлине в декабре 2016 года, был оборудован такой системой, и именно это помогло избежать большего количества жертв. В 2012-м Евросоюз уже принял правила, согласно которым все новые тяжелые машины снабжаются системами автоматического торможения в обязательном порядке.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter