Динамичное развитие, трансформация и модернизация белорусского общества сформировали объективные предпосылки для внесения изменений и дополнений в Конституцию. Президент инициировал работу над изменениями Основного Закона, они вобрали конструктивные мнения белорусских граждан, высказанные в ходе всенародного обсуждения. И вот мы подошли к заключительному этапу — обновленная Конституция вынесена на референдум.
Вспомним: всегда, когда нужно было решить ключевые проблемы, волновавшие социум, возникала необходимость сделать важный, стратегический выбор, определявший развитие страны на перспективу, Президент советовался с народом. Свидетельство тому — история прошедших в Беларуси референдумов.
О том, как и в каких общественно-политических условиях они проходили, и переменах, которые влекли, «Р» беседует с учеными, государственными и общественными деятелями. Сегодня наш собеседник — директор Института истории НАН Беларуси кандидат исторических наук Вадим ЛАКИЗА.
«Каждый референдум был очень важным»
— Вадим Леонидович, в суверенной Беларуси уже имеется своя история проведения референдумов — они проходили трижды: в 1995, 1996 и 2004 годах. Говорят, что большое видится на расстоянии. Как сегодня можно определить их значимость в установлении путей развития нашего государства?— Неоднократно в выступлениях на разных диалоговых площадках в последние годы — и накануне VI Всебелорусского народного собрания, и при обсуждении изменений и дополнений Конституции — я подчеркивал, что мы имеем исторический шанс в создании, написании новейшей истории Беларуси. Каждый член нашего общества, каждый представитель многонационального белорусского народа, который состоит из 156 наций и народностей, имеет исторический шанс принять участие в референдуме, отдать свой голос за те изменения и дополнения в Основной Закон, которые определят его жизнь на перспективу.
Это уже четвертый референдум в нашей новейшей истории, на котором принимаются важные, судьбоносные для страны решения. Они созрели в самом обществе, как говорится, в народе, аккумулировались на диалоговых площадках. Например, накануне VI Всебелорусского народного собрания поднимался вопрос о необходимости придания ему определенного статуса: что это за орган, какие у него полномочия, как он формируется, какие решения принимает. И вот в новой редакции Конституции появляется отдельная глава, посвященная Всебелорусскому народному собранию, где прописаны ответы на все эти вопросы. И в законе о Всебелорусском народном собрании, который в случае одобрения проекта Конституции появится спустя некоторое время, будут учтены все нюансы, так как ВНС, наверное, одно из важнейших изменений, внесенных в проект Основного Закона. Ведь оно будет решать вопросы внутренней и внешней политики, концепцию национальной безопасности, утверждать планы социально-экономического развития Беларуси, предлагать изменения и дополнения в Конституцию, избирать членов ЦИК и др.
И так со многими вопросами, которые созрели, которые волнуют общество: в ходе всенародного обсуждения была возможность учесть и рассмотреть многие предложения и замечания, которые были внесены в Конституционную комиссию.
Каждый референдум был очень важным и имел историческое значение как для того периода, так и на перспективу. На референдуме 14 мая 1995 года Глава государства представил на суд народа очень важные для страны решения. Тогда более 83 процентов проголосовавших согласились с приданием русскому языку равного статуса с белорусским. На тот момент это было продиктовано объективными данными. Большое количество людей разговаривали на русском языке, многие работали в России. И им было трудно перейти сразу на белорусский. Было очень важно поступательное развитие языковой ситуации, с объективным учетом всех аспектов — и отношений в обществе, и связей с Российской Федерацией. Но отмечу, что мне, тогда молодому аспиранту, было совершенно легко писать и печатать публикации на двух языках, как и выступать на различных конференциях.
Та же ситуация с принятием нового флага и герба Республики Беларусь — более 75 процентов населения поддержали это предложение.
Третий вопрос — экономическое сотрудничество с Российской Федерацией — также получил одобрение народа. И, как показала история, это было правильное решение — Россия теперь наш основной торгово-экономический, да и политический партнер.
Это был первый такой судьбоносный референдум в то сложное время.
Референдум 1996 года, когда на суд народа был вынесен проект новой Конституции, над которым по предложению Президента работали опытные юристы, политические и общественные деятели, также показал полную народную поддержку — более 70 процентов избирателей проголосовало за внесение изменений в Основной Закон. Что позволило в принципе уйти от «перетягивания каната», обеспечить баланс и эффективную деятельность всех ветвей власти — законодательной, исполнительной, судебной. И, как показал ход истории, сильная президентская власть оправдала себя, стала предпосылкой для созидательного развития страны. Не зря на очередном референдуме в 2004 году, когда шла речь о снятии ограничений в два срока на занятие должности Президента, за новую редакцию высказалось практически 80 процентов. Что дало возможность Президенту уверенно проводить политику, направленную на развитие социального государства и интеграцию с основными партнерами страны.
Так что все референдумы, о которых мы вспоминаем, имели важнейшее значение в истории белорусской государственности, позволили обеспечить спокойное поступательное развитие страны, сохранить единство и социальную направленность государства.
Все предложения продиктованы временем
— Как вы сказали, в ходе референдума каждый гражданин делает выбор между предлагаемыми вариантами ответа, по сути — между тем или иным путем развития. По большому счету на предыдущих плебисцитах речь шла о том, пойдет ли белорусское общество по широкой стратегической магистрали или свернет в тупик, куда его подталкивали определенные силы.Что из опыта состоявшихся плебисцитов можно использовать, чтобы противостоять деструктивному давлению, попыткам навязать нам какой-то иллюзорный путь развития?
— Для меня как для ученого Академии наук с 1994 года это очевидно. Каждый примеряет ситуацию на себя, на свою работу, семью, окружение. Здесь важное значение имеют присущие белорусам осторожность и осмотрительность, опасение рубить сплеча. Я вспоминаю нашу академию в 1990-е и 2000-е годы, сравниваю с днем сегодняшним. В Беларуси Академия наук сохранилась, получает бюджетное финансирование и зарабатывает, развиваются разные научные инновационные направления в технических и гуманитарных сферах. Ключевое слово — развиваются: НАН Беларуси за годы независимости стала мощной научно-производственной корпорацией. В то время как в ряде постсоветских стран мы наблюдаем определенный упадок академической науки…
Мы видим социальную направленность, которая сохраняется в нашей стране, развитие образования, здравоохранения, поддержку молодежи.
Многие предложения в проект Конституции, выносимой на референдум, были продиктованы временем, историей развития, а также и событиями 2020 года. Тогда в одной точке сошлись и пандемия, и внешнеполитическое давление на белорусский народ, наше суверенное государство. Суверенность — это возможность выбирать свой путь развития. Мы этот путь выбрали, большинство населения его поддерживает. Думаю, 27 февраля эта внушительная поддержка будет продемонстрирована снова.
Принятие новой Конституции даст возможность движению вперед. Хочу обратить внимание на 15-ю и 54-ю статьи Конституции. Я горд, что в Основном Законе прописаны вопросы, связанные с героическим прошлым белорусского народа, с незыблемостью Победы в Великой Отечественной войне, патриотизмом, исторической памятью. А ведь историко-культурное, археологическое, духовное наследие играют такую важную роль в структуре национальных интересов Беларуси. Подчеркну, что сегодня мы в Институте истории в сотрудничестве с Генеральной прокуратурой принимаем активное участие в поиске документов, подготовке материалов в рамках уголовного дела о геноциде белорусского народа. И когда ты читаешь эти документы, воспоминания непосредственных участников расправ над мирными жителями, то не можешь не возмущаться теми лицемерами, которые пытаются сказать, что геноцида белорусского народа не было. Мы видим те огромные потери, которые понес народ, постоянно уточняем число сожженных деревень… Эта правда о Великой Отечественной войне, о геноциде белорусского народа закладывается в Основной Закон нашей страны, и это очень правильное решение. Противодействие фальсификации правды о Великой Отечественной войне — важнейшая задача белорусского общества и государства.
Сохраняются наши традиции народовластия
— Можно ли утверждать, что проведение конституционных референдумов — механизма прямого совета власти с народом по важнейшим вопросам развития общества, а также закрепленная в Конституции новая роль ВНС свидетельствуют о сложившемся в Беларуси балансе прямой, консультационной и представительной форм демократии?— Тем самым сохраняются наши исторические традиции народовластия и государственности от Полоцкого веча, Всебелорусского съезда 1917 года в Минске, Народного собрания Западной Беларуси 1939 г. в Белостоке и в более поздние или современные периоды, когда появились возможности непосредственного обсуждения и принятия решений на уже шести Всебелорусских народных собраниях. Очень важно, что сохраняется путь постепенного, эволюционного, а не революционного движения вперед, когда ясно очерчены перспективы и возможность практически каждому члену белорусского общества принять участие в управлении страной. В действующей Конституции оговорены механизмы, в том числе избираться в Парламент и советы различного уровня. Новая Конституция расширяет эти возможности. В ней расширена и усилена роль общественных организаций, политических партий. Каждый гражданин нашей страны имеет возможность принять участие в непосредственном управлении страной — через формирование Всебелорусского народного собрания, путем выдвижения от гражданского общества, местных Советов депутатов. Новая Конституция — очень важный документ, направленный на формирование высшей формы народовластия, в том числе общественно-государственное партнерство в управлении страной. Но есть и ограничения: в управлении страной должны принимать участие люди, которые постоянно живут здесь, изнутри знают все проблемы и чаяния — экономические, социальные, культурные, духовные, которые знают историю и традиции народа. И на этой основе будут развивать Беларусь дальше.