Старший научный сотрудник Кореличского районного краеведческого музея Мария Беленова может часами рассказывать о страшных днях и ночах, выпавших на долю местных жителей в годы Великой Отечественной войны.
В Луках проведут раскопки
Прокурор Кореличского района Виктор Авдокушин напоминает, что расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа продолжается:— До начала проведения этой кропотливой работы было известно о существовании двух еврейских гетто на территории района — в Кореличах и Мире. На данный момент мы говорим о шести. На 15 января 2024 года членами следственной группы Кореличского района проведено 173 осмотра, допрошено 37 лиц в качестве потерпевших, свидетелей по фактам принудительных работ в Германии, более 200 лиц — по фактам сожжения деревень и расстрела мирных жителей. Изучены и проанализированы свыше 100 уголовных дел о совершении преступлений нацистскими оккупантами в отношении мирного населения.
Однако не все преступления уместились на страницах архивных дел. Многие факты злодеяний до сих пор живут в памяти людей.
В ходе расследования дела стало известно о ранее не зафиксированном факте расстрела немецкими оккупантами членов семьи Софьи Бурак за помощь партизанам. Расстрел состоялся в июне 1943-го на окраине населенного пункта. По инициативе прокуратуры захоронение на гражданском кладбище деревни Браносово, где покоятся пять членов данной семьи, поставлено на государственный учет.
Кроме того, по показаниям ныне живущих свидетелей установлен факт расстрела евреев в деревне Луки, а также место их захоронения. Факт расстрела еврейского населения в данной деревне подтвержден и материалами архивного дела. Прокуратура района подготовила и направила соответствующие документы в военный комиссариат Новогрудского и Кореличского районов для подготовки документов о включении данного объекта в План проведения поисковых работ на 2024-й.
— Речь идет о небольшой площадке вблизи дома № 39 по улице Черняховского, о котором стало известно благодаря свидетельствам местного жителя Михаила Горона. Сельчанин 1945 года рождения рассказал о расстреле шести мирных жителей, о котором сам узнал со слов ныне живущей Марии Волчек, 1933 года рождения. Оказалось, что местная жительница хорошо помнит, как евреи спасались от расстрелов, в том числе и женщина по имени Фейга с внуком и еще четыре человека, среди которых было двое подростков, пришедших в деревню Луки. Однако вскоре все они были задержаны и какое-то время содержались в сарае одного из местных жителей. Двое ребят смогли сбежать, но полицаи из числа деревенских жителей — Деменович и Аникий — смогли их поймать и вернуть. Впоследствии они были расстреляны, а тела сброшены в яму, где ранее местные брали песок. В настоящее время это место вплотную примыкает к домовладению № 39, где проживает Мария Волчек.
Сама Мария Максимовна подтвердила, что в конце зимы — начале весны 1943-го именно здесь уничтожили евреев. Их привезли к месту казни на санях, расстреляли и присыпали песком. После войны женщина недалеко от этого места построила дом, обозначив границы могилы семью большими камнями.
— В архиве УКГБ по Гродненской области рассмотрено архивное дело № 1112 по обвинению граждан по фамилии Деменович и Аникий, которые являлись членами добровольной пожарной дружины, созданной при немецких властях на временно оккупированной территории Мирского района Барановичской области (ныне Кореличского района) и по указанию солтыса Волчека арестовали шестерых евреев, а затем их расстреляли.
Из показаний арестованного Аникия, которые он дал в 1948-м: «...Однажды во время дежурства к нам подошел староста Волчек и сказал нам: «Вон из деревни убегают два еврея, сейчас же их догоните и приведите ко мне. Мы побежали за ними, через полкилометра увидели двух подростков, им было лет по 14, не больше. Они от нас никуда не убегали, но мы привели их обратно в деревню. Двое этих и другие прожили в Луках несколько месяцев, а потом их всех убили полицаи. В поле, за деревней...»
Печальная экспозиция
В Кореличском районном краеведческом музее целый отдел посвящен событиям, которые происходили на территории района в годы Великой Отечественной войны. Посетители могут увидеть документы оккупационного периода, архивные фото и артефакты, узнать о трагедии сожженных деревень. Старший научный сотрудник Мария Беленова может часами рассказывать о страшных днях и ночах, выпавших на долю людей:— Еще в самом начале войны на территории района были созданы полицейские участки, и, по воспоминаниям местного населения, самые жестокие палачи работали в Мире, Турце и Кореличах. В народе полицаев, а их было по меньшей мере 150 человек, называли «бобики». Никто из них не скрывался, поэтому фамилии предателей хорошо известны и прописаны в документах. До недавнего времени считалось, что на территории района было всего два гетто, но сейчас имеем другие цифры. В Кореличах гетто просуществовало с июля 1941 года по июль 1942-го. Там находилось около 989 человек. В конце 1942 года пленников вывезли в Новогрудок, где они и были уничтожены. Несколько лет назад мне домой позвонил мужчина и на ломаном русском спросил: «Вы можете показать то место, где в Кореличах расстреливали евреев?» Пришлось объяснить, что такого места нет. Люди искали своих родственников, но ничего так и не удалось выяснить.
В Мире и вокруг поселка находится четыре места массового расстрела граждан. Архивная справка исполкома Мирского сельсовета свидетельствует о том, что в период временной оккупации городского поселка немецко-фашистскими захватчиками и полицией было расстреляно более 2 тысяч евреев.
— Недавно благодаря прокуратуре выяснилось, что еще два гетто были организованы в деревне Еремичи, — отмечает Мария Владимировна. — Там над людьми всячески издевались, загоняли в Неман, где они стояли по пояс в воде. Если кто-то падал — его убивали.
Всего на территории Кореличского района во время Великой Отечественной войны погибло около 5 тысяч жителей, 1200 были вывезены на принудительные работы. Проведена огромная работа по сбору воспоминаний людей, которые вернулись на родину из немецкого плена. Одни оказались в концлагерях, другие трудились на заводах и фабриках.
— Вот интересный снимок, — протягивает карточку сотрудник музея. — Дочь передала нам фото матери с необычной фамилией Новик-Пресная, которая трудилась на немецком предприятии. Молодая девушка за несколько лет превратилась в дряхлую старушку… Местная жительница Любовь Воронович рассказывала мне лично, как искала палача Серафимовича. Вместе с корреспондентом они нашли его дом, но уже за пределами Беларуси. Дверь открыл пожилой худой старик, который резко побледнел, когда увидел гостей. После войны ему удалось бежать в Лондон, однако до суда он не дожил.
Нельзя не упомянуть и о полностью сожженных деревнях, которых в Кореличском районе насчитывается 12, частично пострадавших — 45.
— Вот карта с названиями населенных пунктов, повторивших судьбу Хатыни, — обращает внимание Мария Беленова. — Одна из самых трагичных историй случилась с жителями Нового Села. У нас хранятся воспоминания Ирины Кеды, которая тогда была ребенком и чудом выжила, зарывшись в солому. Она живет в Мурманске, но воспоминания о трагедии не покидают ее по сей день. Фашисты и их приспешники сожгли ее родную деревню дотла, убив 256 человек. На месте массового уничтожения мирного населения установлена фигура воина и женщины с ребенком.
Дел хватает
Если раньше речь шла о 310 сельских населенных пунктах, частично или полностью уничтоженных на территории Гродненской области в годы фашистской оккупации, то сегодня мы с уверенностью можем говорить о 414 населенных пунктах.Следственной группой Гродненской области на 15 января 2024-го уже допрошено 3425 человек, из них 339 — узники концентрационных лагерей и 313 их родственников. Проведены осмотры ранее неизвестных 16 мест массовых захоронений мирных граждан. В трех из них при проведении поисковых работ совместно с 52-м специализированным поисковым батальоном Министерства обороны обнаружены костные останки мирного населения и предметы домашнего обихода.
— При отработке трех таких мест с 2021 по 2023 год — в городском поселке Новоельня Дятловского района, агрогородке Путришки Гродненского района и вблизи деревни Дайновка Островецкого района — обнаружены костные останки мирных граждан, — подытожила прокурор следственной группы Гродненской области Наталья Змитревич. — Не менее 64 лиц в Новоельне, не менее 36 человек — в Путришках, семи — вблизи Дайновки.
По всей Гродненской области было установлено 84 места принудительного содержания населения, из них 38 установлены в рамках расследуемого уголовного дела. К расследованию подключены не только прокурорские работники и следователи, но и историки, краеведы, исследователи, музейные работники, студенты и рядовые граждане. Главная задача расследования — установить всех жертв, всех преступников, все события, которые происходили на гродненской земле. Виновные в злодеяниях должны быть найдены и наказаны. Необходимо не только узнать всю правду без прикрас, но и донести ее до широкой общественности.
Из материалов архивных уголовных дел выявлены многочисленные факты злодеяний, совершенных подразделениями Армии Крайовой на территории Гродненской области. Так, на сегодня известно о не менее чем 2 тысячах фактов таких преступлений, в ходе которых убиты свыше 3 тысяч мирных жителей, из них 61 ребенок. Наиболее массово и жестоко аковцы действовали на территории Лидского, Ивьевского, Вороновского, Щучинского и Гродненского районов.
vrublevskaya@sb.by