День народного единства — акт исторической справедливости

Время исторической справедливости

Новый государственный праздник обеспечивает связь эпох и сплачивает наше общество

В Беларуси учредили День народного единства. Соответствующий Указ № 206 Президент подписал 7 июня. Этот документ вносит изменения в Указ № 157 от 26 марта 1998 года «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Респуб­лике Беларусь». И закрепляет собой, по сути, важнейший элемент белорусской государственности: фиксирует один из важнейших этапов ХХ века с позиций всестороннего и правдивого освещения.

Определяющий сентябрь

Жители Западной Белоруссии встречают советские войска, 1939 год.

История едина — но любое государство формирует ее повестку и оценки тем или иным событиям исходя из своего понимания. Ученые не раз подчеркивали: мы — белорусы, мы живем в белорусском независимом государстве. И должны оценивать исторические события с точки зрения нашего народа и нашего государства. Именно это и сделано было президентским указом на этой неделе.

Как известно, 17 сентября 1939 года произошло воссоединение западных и восточных белорусских земель. В этот день правительство Советского Союза распространило заявление: «Польское государство и его правительство перестали существовать, а следовательно, договоры, заключенные между СССР и Польшей, прекратили свое действие. В связи с этим Советский Союз не может оставаться нейтральным и вынужден взять под защиту единокровное украинское и белорусское население, а также снять нависшую угрозу границам СССР».

Разумеется, речь не идет о каком-либо злорадстве в отношении Польши, на которую двумя с половиной неделями ранее обрушился молох Второй мировой войны. Речь о другом, как подчеркивает депутат, член-корреспондент НАН, доктор исторических наук и профессор Игорь Марзалюк, — 17 сентября мы должны оценивать так, как эту дату оценивали и в Западной, и в Восточной Белоруссии в 1939 году:

— А тогда ни один белорусский национальный деятель, в том числе с антикоммунистическими взглядами, не порицал и не выступал против объединения. Через год после воссоединения газета «Криница» — орган партии «Белорусская христианская демократия» — отмечает годовщину 17 сентября и называет эту дату актом исторической справедливости! А непосредственно в 1939-м, 24 сентября, Антон Иванович Луцкевич, не имевший никаких иллюзий в отношении Сталина, приветствуя на Лукишской площади в Вильно новую власть, заявил: «Белоруссия снова стала единой, никакие границы не поделят уже объединенных белорусских земель… Создание объединенной, свободной, советской Белоруссии будет определять дорогу ее быстрого развития».

Открылась перспектива развития

Как отмечает завотделом новейшей истории Беларуси Института истории НАН Сергей Третьяк, если в БССР 20-е и 30-е годы прошли под знаком периферийной социалистической модернизации, то в Западной Белоруссии модернизация носила колониальный характер:

— Сами польские экономисты признавали, что есть Польша «А» и Польша «Б» (Polska «A» i «B». — Прим. ред.). В Польшу «А» вкладывались большие капиталовложения, там создавались современные производства. Это Центральная и Западная Польша. А из восточной Польши «Б» выкачивались ресурсы, и если там и создавались новые производства, то лишь затем, чтобы обслуживать нужды Польши «А».

Характерное отношение поляков к западнобелорусскому населению отмечает и доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин Гродненского государственного университета им. Янки Купалы Александр Горный:

— Польскія чыноўнікі і наогул польская эліта ў Заходняй Беларусіі шмат у чым глядзела на беларусаў як на абарыгенаў. Цікавы факт: польскія настаўнікі збіралі беларускіх дзяцей, якіх-небудзь палешукоў, апраналі іх у вышыванкі  і вазілі ў Кракаў на так званыя экскурсіі — вітэчкі. Паказвалі іх там як абарыгенаў, якія прыехалі з гэтага «цёмнага, незадбанага краю». Іх фатаграфавалі для польскіх часопісаў — фактычна гэта была адна з праяў рэальнай палітыкі адносін да беларусаў як да нейкага другасортнага насельніцтва.

Фундамент истины

Как подчеркивает декан факультета философии и социальных наук БГУ кандидат исторических наук Вадим Гигин, в 1939 году в Западной Белоруссии прогремели Гродненское и Скидельское восстания. Были также локальные нападения на полицейские пункты:

— Созданная российско-польская комиссия по сложным историческим вопросам издала книгу, в которой есть воспоминания польского офицера, рассказавшего, что у них под ногами горела земля — и не было уверенности в местном населении. Он писал, что, отступая, они идут по враждебной им территории.

А потому доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин Гродненского государственного университета им. Янки Купалы Владимир Егорычев убежден:

— Историческое обоснование праздника — фундаментальное. Нам необходимо обеспечить неразрывную связь времен и поколений, не выбрасывать ни одного этапа из нашей истории. Сплачивать народ надо не на ненависти, а на любви к нашей истории, своей земле, гордости за величие предков. Думается, День народного единства станет знаковым в этом плане.

При этом ученый подчеркивает важное обстоятельство:

— Объединение белорусского народа происходило не за счет интересов других народов, не несло и не несет какой-либо угрозы соседним государствам, не вступало в конфликт со здравым смыслом и моралью. Убежден: новый праздник даст заряд патриотических настроений и укрепит народное единство.

osipov@sb.by

МНЕНИЯ

Вячеслав ­Данилович, ректор Академии управления при Президенте, кандидат исторических наук, доцент:


— Межвоенное почти 20‑летие, когда Западная Белоруссия находилась в составе Польского государства, отложило свой отпечаток в национальном сознании белорусского народа. Подавляющее большинство белорусских национальных деятелей — симпатизировали ли они советской власти или были критично настроены к ней — едины во мнении, что Рижский мир — это трагедия нашего народа. Фактически польские власти проводили политику ассимиляции белорусского населения.

Поэтому многие восприняли приход Красной армии положительно — и с воодушевлением включились в объединение Западной Белоруссии с ­БССР. Это говорит о том, что все‑таки польская власть не отражала интересы народа и была по факту чужой для большинства населения края.

И это вполне закономерно: социальные вопросы и проблемы по сути не были решены, образовательная и экономическая сферы не развивались. К тому же Западная Белоруссия весьма пострадала от экономического кризиса ­1929—1933 годов, росла безработица. То есть к проблемам национального угнетения здесь добавлялась социальная неудовлетворенность. Поэтому образ Советского Союза выглядел положительно в глазах многих из Западной Белоруссии.

Александр Носович, политолог, специалист по международным отношениям в Восточной Европе:

— Официальное празднование 17 сентября — решительный и неконвенциональный шаг Лукашенко. Это сокрушительный удар по внешнеполитическим позициям Польши, для которой 17 сентября — «черный день календаря», «удар в спину» и «четвертый раздел Речи Посполитой». Отрицается вся восточноевропейская мифология Второй мировой, согласно которой истоки войны — в пакте Молотова — Риббентропа, а нападение Гитлера на Польшу и присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии к СССР — его прямые следствия.

Александр ­Савич, доцент кафедры истории славянских народов Брестского государственного университета им. А. С. Пушкина, кандидат исторических наук:

— Самi польскiя кiруючыя колы былi ўпэўнены ў тым, што гэта не польскi край: у iх не было падтрымкi з боку мясцовага насельнiцтва. Нягле­дзячы нi на якiя пернiкi, што былi з боку Польскай дзяржавы ў дачыненнi мясцовага насельнiцтва, нават заможныя сяляне чакалi Чырвоную армiю: вось нашы прыйдуць. Таму што першапачаткова Рыжскi мiр — гэта перш за ўсё культурная мяжа. I як бы палякi нi намагалiся рабiць iнтэграцыю, а яна сапраўды адбывалася, нават заводы ўзнiкалi i ровары там рабiлi, тым не менш Заходняя Беларусiя не стала польскiм краем.

Акрамя таго, фактычна ўсе палешукi — каля 600 тысяч — зрабiлiся «праваслаўнымi палякамi», i гэта адзiн са шляхоў вiдавочнай асiмiляцыi. I таму зразумела, што калi б Польшча працягвала ўзмацняцца, беларусаў проста не было б. I адназначна не было б нацыянальнай нашай сённяшняй дзяржавы.

Юрий Шевцов, директор Центра по проблемам европейской интеграции:

— Во всей истории с польским управлением в Западной Белоруссии, Западной Украине, Виленском крае, вообще в межвоенной Польше самое неприятное — это элиты, которые тогда правили в Польше. К управлению такой крупной страной на руинах нескольких империй они были не готовы. Результат: страдания поляков во время войны и ненависть и презрение к польской государственности со стороны входивших в состав Второй Речи Посполитой других народов. 17 сентября в этом смысле — не просто воссоединение в одном государстве, входившем в состав Советского Союза, двух частей одного народа. 17 сентября у белорусов, украинцев, отчасти литовцев и, что очень важно, у самих поляков появился шанс создать новые государственности, не связанные корнями с традицией Речи Посполитой.

Алексей Дзермант, политический аналитик:

— Голосование за дату Дня народного единства и его официальное утверждение — это только полдела. Важно не только учредить День народного единства, но и наполнить его содержанием. Должны появиться памятники воссоединению в Минске, Гродно, Бресте. Может быть, нам нужен музей, в котором продемонстрируют, как происходило объединение. С другой стороны, не будем забывать и про трагические моменты — польский концентрационный лагерь в Березе-Картузской, через который прошли многие наши национальные герои, лидеры. Нужно об этом помнить, восстановить и показать, каково было при Польше тем людям, которые боролись за свободу и воссоединение двух частей Беларуси.

Виталий ­Кривуть, доцент кафедры педагогики и социально‑гуманитарных дисциплин Барановичского государственного университета, кандидат исторических наук:

— Рассказы о том, как хорошо «за польскiм часам» — очень сильная идеализация. Ведь после была Вторая мировая война, и на этом фоне любая мирная жизнь кажется процветанием. Идеализировать не стоит. Да, в Польше не было чрезмерных политических репрессий, но бытовой уровень сельского населения оставался крайне низким. Согласно данным польских военных властей, в ходе призывной кампании полесская деревня, в которой лишь каждый пятый призывник был годен к строевой службе в мирное время, считалась образцовой. 10 процентов призывников болели трахомой, еще 9 процентов освобождались от службы из‑за плохого состояния зубов. И все это во многом потому, что обеспеченность медицинским персоналом в Западной Белоруссии была гораздо ниже, чем в Восточной.

В единственном высшем учебном заведении на территории Западной Белоруссии — Виленском университете — на конец 1930‑х обучалось около трех тысяч студентов, из которых белорусы составляли менее 100. Впрочем, даже это не давало гарантии трудоустройства: так, медицинский факультет ежегодно оканчивали примерно 100 выпускников, из них рабочее место могли получить лишь 30.

Алексей Авдонин, аналитик Белорусского института стратегических исследований:

— День 17 сентября имеет несколько значений. В первую очередь — историческое. Важно, что историческая справедливость восторжествовала и мы признали этот день государственным праздником. Безусловно, важно его появление и с позиции символизма. В 2020 году мы столкнулись с внешней агрессией — политической технологией, давлением, и оно продолжается. Но именно в этот сложный период Беларусь показала себя как единое государство. 

Большинство жителей западных территорий, которые отошли Польше по условиям Рижского мирного договора 1921 года, не поддерживали этот курс, а часть из них вела активную борьбу против режима Пилсудского. И надо понимать, что на территории Западной Белоруссии впервые в истории Европы были созданы концлагеря, которые были ориентированы на то, чтобы изолировать всех недовольных белорусов и не дать им вести подрывную деятельность, как они это называли, а в действительности это было освободительное движение, которое вели белорусы для защиты своих прав. 

То, что пережил белорусский народ в тот сложный период, надо освещать, поднимать архивные данные. Нашим историкам, наверное, следует плотнее заняться изучением этого вопроса, который освещен не в полной мере. Мы видим, как сейчас против нас используются технологии героизации нацизма. А нам в том числе нужны наши новые герои, которые вели активную борьбу за интересы белорусских граждан. Признание 17 сентября Днем народного единства и исторической датой даст сильный толчок различным исследованиям в этой области.

Виктор Лискович, председатель Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию:

— Сила государства — в единстве принципов и идеалов его народа. Убежден, что наш народ способен сохранить традиции, ценности, наследие, чтобы страна оставалась процветающей. И учреждение государственного праздника Дня народного единства — очередной шаг на пути консолидации нашего общества и успешного развития родной Беларуси на многие годы вперед. А для этого каждый из нас обязан трудиться, чтобы наша страна с каждым годом становилась уютнее, комфортнее и благополучнее. 

Мы, белорусы, должны жить в нашей стране как крепкая, дружная и мирная семья, члены которой сплочены между собой, являются опорой друг для друга. Мы едины в этих чувствах.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter