![](/upload/iblock/b2e/67ktvfzsc1f2xsi5vgg31p67vhmwhubj.jpg)
Эта премьерная постановка на военную тему — принципиальный нравственный поступок театра. Спектакль важен как в контексте белорусско-российской творческой дружбы, так и в свете популяризации патриотической темы и сохранения памяти о Великой Отечественной войне на театральных подмостках.Напомним: российская премьера спектакля либреттиста и драматурга Константина Рубинского и известного композитора, «дедушки уральского рока», рок-музыканта, лидера группы «Урфин Джюс» Александра Пантыкина, писавшего в свое время музыку для картин Владимира Хотиненко и Дмитрия Астрахана, прошла еще в 2005 году в Свердловской музкомедии. Инициатором создания выступил тогдашний главный режиссер Кирилл Стрежнев. В 2012 году мы видели одноименный спектакль екатеринбуржцев на гастролях в Минске, как и еще две совместные работы Рубинского и Пантыкина: reality-мюзикл «www. CИЛИКОНОВАЯ ДУРА .net» и гоголь-моголь «Мертвые души». В 2020‑м в Екатеринбурге прошла премьера и новой авторской версии спектакля. Специально для нынешней минской премьерной версии авторы дописали одну из сюжетных линий, действие которой разворачивается в 1990‑е годы.
![](/upload/iblock/beb/zkvj31k32l2isgpphrszru8l2th9uiwf.jpg)
Авторская группа нынешнего спектакля «Храни меня, любимая» и его актеры работают широкими мазками в философских координатах «жизнь — смерть», «гармония — хаос», «надежда — отчаяние». Главные герои, четверо братьев-музыкантов, выросших без отца, — Алеша, Павлик, Даня и Рома в начале спектакля живут в счастливом и уютном доме вместе с мамой. Однако вскоре они уходят на фронт, где сложат свои молодые головы. Страшная стихия войны заберет молодые жизни совсем неоперившихся птенцов.
![](/upload/iblock/33a/ry3j05kk39pz2eybvsz1a260oulns5gx.jpg)
Екатерина Дегтярева в роли Матери выходит на уровень обобщения темы, создает подлинный и человечный архетип. Учитель танцев Виктор, он же позже командир взвода (Владислав Данилович), воплощает образ человека, отказавшегося от своего таланта и творческого призвания ради долга. Здесь мы можем увидеть некую рифму и параллель с персонажами военных картин Петра Тодоровского. Маргарита Александрович в роли его супруги Эльвиры тоже создает характер сложный и многогранный, приходящий к нравственному перерождению. Однажды предав Виктора, она все-таки находит в себе силы признать свои ошибки и вернуться к мужу. Есть в этой музыкальной истории и свой Сальери — паренек по имени Гоша (Сергей Спруть), движимый то ли завистью к братьям, то ли глубокой внутренней неудовлетворенностью. Повзрослевшие сироты-беспризорники Венедикт (Александр Осипец) и Иван (Антон Заянчковский) тоже создают целое явление — музыкантов, не добившихся в профессии больших высот, но так и не предавших свою драгоценную лиру.
![](/upload/iblock/dfb/ul4mg7gp39gdrjukrhwgv40mlspjft8c.jpg)
Глубоко переживаешь, следя за тем, как после очередной потери герои поднимаются до светлых лирических вершин, чтобы сюжет вновь опустошил и оглушил пронзительной тишиной утраты. Музыка Александра Пантыкина в этом спектакле предельно мелодична, она виртуозно передает дух военного времени, настроение замечательных советских военных песен. Но в этом нет подражательства или заигрывания с эстетикой, все пропущено композитором, вдохновленным пронзительными строчками поэта Константина Рубинского, через себя, пережито и обдумано всерьез.
![](/upload/iblock/41c/zhboqnmkpr0b38op06zhun6zxfegb1lw.jpg)
Спектакль берет высокую планку, ориентируясь на художественную правду и силу образов, заложенную в стихотворениях Булата Окуджавы и Юрия Левитанского, открывающих начало каждого акта, на лучшие спектакли и фильмы о войне. Режиссер Валерия Чигилейчик пристально вглядывается в каждую деталь, в каждый нюанс сюжета. На военную тему смотрит глазом цепким, профессионально изобретательным и неравнодушным. Нельзя не оценить и эмоциональность, с которой работает дирижер-постановщик Николай Макаревич. Видно, что каждый участник спектакля вспомнил что-то свое глубоко сокровенное и трагическое из своей семейной истории, касающееся войны, что придало сил, настроило на вдохновение и помогло найти верную интонацию.
![](/upload/iblock/344/s65vrlytrpg4piagr5bo1835sfixtq8i.jpg)
![](/upload/iblock/89d/qztllpddg17hv878ge8qfl7y2val08j5.jpg)
![](/upload/iblock/02f/5oejxmf4swoxew6xlp41mxgsreag46pl.jpg)
![](/upload/iblock/630/ctcoc2t3nmawhu6tbs949qpijy4gguil.jpg)
![](/upload/iblock/a2a/4tgyt635c6r6dr0y4ylkf0hsyzi2j3i7.jpg)
![](/upload/iblock/42d/cs3dsy5l6dw29idz906kksgv4lg6cdpa.jpg)
![](/upload/iblock/cbc/866gs7q9rw6qr1st33ovy1in2xseopon.jpg)
![](/upload/iblock/f4a/9sgd78kxhpyxp6o9acsf3alvtaux6tjw.jpg)
![](/upload/iblock/bb6/fk0s90s5r8cutgto6ech4ulpqam0kwaq.jpg)
![](/upload/iblock/a7e/lkjk44eu8ewhy17bleqxpixhzdulcp9j.jpg)
![](/upload/iblock/e00/wfu2tzkxt3a6d79shopaiptk4w9wh1x5.jpg)
![](/upload/iblock/455/wo8jmj3kz3ird5fdgvu6ndfz9l6ogbb5.jpg)
![](/upload/iblock/40a/kwd7uqv6tmxfgzd9nyuwlt4adksl7rq5.jpg)
Добрый зритель в девятом ряду.