Анатолий Бармута, наладчик ОАО «Пружанский завод радиодеталей».
Альтернатива импорту
За последние четверть века на предприятии создана прочная производственная база, ассортимент продукции обновился практически полностью. Еще в начале 2000-х здесь стали ориентироваться на автотракторное производство и осваивать новые виды продукции. Директор ОАО «Пружанский завод радиодеталей» Андрей Колосей вспоминает, что сотрудничество с Минским тракторным заводом началось с изготовления штепсельных соединителей:— Ими комплектуется практически каждый жгут, который поступает на МТЗ. Так что можно уверенно утверждать: мы присутствуем в каждом белорусском тракторе. В 2007-м переориентировались непосредственно на жгутовое производство. Номенклатурных наименований жгутов для МТЗ у нас более 600, еще около 90 — комплектующих для автотракторной техники: соединителей, разветвителей, уплотнителей… В рамках программы импортозамещения в 2010—2015 годах освоили немало видов продукции, которые поставляются на крупные промышленные предприятия — МТЗ, МАЗ, «Гомсельмаш», МЗКТ, «Амкодор», БЕЛАЗ и другие. Польза оказалась обоюдной: они снизили затраты на конечный продукт, а мы получили платежеспособных клиентов.
Андрей Колосей.
Политика по выпуску импортозамещающей продукции на заводе продолжается. К примеру, здесь выпускают уплотнители из эластомеров — специальных материалов с эластичными свойствами: больше в Беларуси таким производством никто не занимается. В 2022-м с Минским заводом холодильников «Атлант» подписана программа по освоению 23 соединительных колодок, которые ранее закупались за рубежом. После реализации проекта пружанский производитель станет единственным поставщиком такой продукции для столичного предприятия. В планах — производство колодок для МАЗа и Барановичского станкостроительного завода (филиал ЗАО «Атлант»). А для ОАО «Гомсельмаш» займутся изготовлением адаптера: теперь гомельские машиностроители вместо мексиканского продукта получат отечественный аналог.
Терпение и труд
Важной составляющей успешной работы завода стало техническое перевооружение. Благодаря модернизации производства удалось добиться повышения производительности труда и снижения энергозатрат. Работники готовы осваивать новый ассортимент и выпускать качественные изделия. В этом легко убедиться, посетив цеха и участки предприятия. Так, на участке изготовления жгутов трудятся 42 человека. Среди них и Светлана Максимук, за плечами которой почти 35 лет стажа на родном заводе. Сотрудница с помощью аппликатора ловко устанавливает контакты на длинный жгут:— Эта работа для меня привычная, ведь вязальщицей жгутов тружусь 15 лет. Без таких качеств, как быстрота, внимание, скрупулезность, в нашем деле не обойтись. Приятно осознавать, что с нашей помощью белорусские тракторы получают качественные комплектующие. Так что работаем на пользу и машиностроителей, и аграриев, и всей страны.
В умелых руках и дело спорится.
На соседнем участке гальванопокрытия трудится еще один старожил. Гальваник Владимир Борисюк остается верным предприятию уже 41 год. За это время он повидал многое:
— В советский период завод находился на подъеме, работали на оборонку. Затем в 1990-е столкнулись с серьезными трудностями, но постепенно выкарабкались из сложной ситуации. А сейчас все нормально, зарплата растет, заказы есть. В 2022-м на нашем участке установили новые ванны и выпрямители, модернизация не прекращается.
Пинок в будущее
Работать в то и дело меняющихся условиях для пружанского производителя — дело привычное. Вот и сейчас трудности оказались заводу вполне по силам. Большая часть сырья на предприятии — белорусского производства, а западным комплектующим быстро нашли замену: теперь аналоги поставляются из России и Китая. Нет проблем и с технологическим оборудованием, которое имеет отечественное или китайское происхождение. К примеру, в механосборочном цеху установлены термопластавтоматы, произведенные на Барановичском станкостроительном заводе, а на участке изготовления жгутов — линии порезки провода и гофротрубки из Китая. Поэтому опасаться дефицита запчастей и комплектующих нет оснований.Полностью оправдала себя и ориентация производства на внутренний рынок. Экспорт продукции составляет незначительный объем, поставки осуществляются только в Россию. Однако и здесь произошли существенные перемены к лучшему. Российские компании в связи с санкционными ограничениями все чаще обращаются с просьбой наращивать поставки автотракторных компонентов. В итоге темп роста экспорта продукции с начала 2022-го составил рекордные 187 процентов по сравнению с прошлогодним показателем. Директор завода считает, что санкции коллективного Запада послужили неплохим стимулом для дальнейшего развития:
— Это хороший пинок для нашего предприятия, мы стали работать лучше и ускоренными темпами осваивать новую продукцию. Экономические показатели только подтверждают мои слова. Так, объем производства с начала года вырос почти на треть, зарплата увеличилась на 22 процента, а рентабельность составила 14,5 процента. Предприятие работает прибыльно, трудовой коллектив сохранен и готов добиваться новых успехов.
Работники готовы осваивать новый ассортимент и выпускать качественные изделия.
Где контроль, там качество.
yarmoshuk@sb.by