Медицина стремительно становится высокотехнологичной отраслью, осваивая принципиально новые способы лечения и сложнейшую технику. Беларусь не исключение: все чаще о новом оборудовании в научно–практических центрах доводится слышать «не имеет аналогов в СНГ» или «последняя разработка», а наши врачи, например, трансплантологи, делятся опытом с коллегами из других стран. Но войну за здоровье, как и всякую другую, невозможно выиграть одним лишь «супероружием», нужны и обученные солдаты.
В здравоохранении это, конечно, средний медицинский персонал, в рядах которого, по статистике на конец минувшего года, в стране работали почти 126.000 человек. Увы, комплект неполный — тогда же не были закрыты 2.466 вакансий медицинской сестры, первейшего помощника врача. И ежегодная потребность в среднем медперсонале составляет около 3% от общего числа работающих, или 4.000 специалистов.
В Минздраве обращают внимание: тем не менее укомплектованность медсестрами учреждений здравоохранения в целом по стране держится на уровне 97%. И поскольку у профессии по–прежнему женское лицо, на численность штата заметно влияют уходы в декретные отпуска — у медсестер эти цифры в процентном отношении вдвое больше, чем у врачей. На то, чтобы закрыть ежегодные прогнозируемые потребности в кадрах, работают 16 колледжей и центр повышения квалификации. На выбор поступающим предлагают 9 специальностей, традиционно в списке самых популярных лечебное и сестринское дело, фармация. Причем среднее медицинское образование доступно в каждой области страны, где представлено по 2 — 3 профильных учреждения. Всего в них ежегодно учатся около 11.000 человек, прошлый выпуск дал более 3.500 специалистов, а прием был на уровне 4.000. 60 — 70% поступивших получают среднее медобразование за счет бюджета, и лишь треть на платной основе. Основное образование дополняют 11 специальностей по переподготовке, освоить одну из которых можно за 3 — 4 месяца и получить новую квалификацию.
Благодаря сотрудничеству с Всемирным банком в колледжах открываются центры и лаборатории симуляционного обучения. Они повышают качество подготовки будущего персонала и позволяют аттестовывать специалистов медицинского профиля. Причем образование изначально предельно практико–ориентированное: на отработку конкретных навыков и умений отводится до 75% учебного времени. Нужный их набор и программа обучения быстро адаптируются под современные реалии и запросы медицины, поскольку колледжи работают в тесной связке с Министерством здравоохранения. Признанием качества подготовки среднего медперсонала служит и постоянный интерес к обучению со стороны иностранцев. Его прошли или проходят выходцы из 15 стран, включая экзотические, с Африканского континента, но основной поток зарубежных учащихся — из СНГ.
О том, что в действительности число медсестер выросло, свидетельствует и экскурс в не такое далекое прошлое. Если в 1960 году на 10.000 населения приходилось 48 работников среднего медицинского персонала, то в 2014–м — уже 117. Важен и финансовый вопрос, например, в конце прошлого года медработникам со средним специальным медобразованием установили доплаты за выдачу или введение пациентам противотуберкулезных лекарств. Но если медсестру мы называем помощником доктора все–таки на словах, в обиходе, то к 2020 году такая профессия будет знакома всем посетителям поликлиник. К этому сроку участковые терапевты по всей стране предстанут в новом качестве врачей общей практики. Свежее пополнение получит нужные знания еще на скамье медуниверситета и в соответствующей субординатуре, а уже работающие специалисты — через повышение квалификации и переподготовку. Рука об руку с ними будут работать помощники врачей, а также медсестры, то есть вести прием станет, по сути, целая медицинская команда. Для пациента, надеются эксперты, это откроет новые горизонты.
akostyukevich@sb.by
О дефиците среднего медицинского персонала
Врач собирает команду
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.