Я сейчас предельно упрощенно описал принцип работы VPN, ну или некоторых других сервисов с аналогичными функциями. Суть тут одна: получить нечто, доступ к чему по каким-то причинам ограничен. Ведь в интернете полностью заблокировать какой-то ресурс попросту невозможно. Если где-то в сети есть запрещенный объект, то и дорогу к нему найти можно. Вернее, попросить кого-то, в нашем случае — сервис VPN, сходить за информацией и передать ее вам, сохранив вашу просьбу в секрете. Вы в данном случае выступаете в роли того самого школьника, которому нужно купить сигареты. Оставим пока за скобками моральную и юридическую стороны вопроса, обратимся к технической.
Обратная сторона интернета
Различные государства постоянно сталкиваются с необходимостью блокировки нежелательных ресурсов.Терроризм, экстремизм, детская порнография, наркоторговля, оружие — это все в избытке существует в интернете, однако является совершенно незаконным на уровне национального законодательства многих государств, в том числе и Беларуси. Естественно, на национальном уровне пытаются бороться с незаконным контентом.Но если с ресурсами, находящимися внутри страны все просто и понятно, их можно банально ликвидировать, как не к ночи помянутый TUT.BY, то вот с объектами, которые в других государствах, все не так просто. Такие ресурсы можно только заблокировать на территории своей страны, но любой человек может с легкостью обойти эту блокировку, воспользовавшись тем самым сервисом.
Встает резонный вопрос: а зачем, собственно, заниматься теми самыми блокировками, если они так просто обходятся? И вот тут все сложнее. Когда ресурс, к примеру, новостной сайт, работает в общем доступе, имеет свою аудиторию, может доносить до всех свои нарративы, это одно. А вот когда людям для того чтобы на этот сайт попасть, надо пользоваться сторонними сервисами, желающих его постоянно читать становится на порядок меньше. Даже в Китае, который славится своей защитой национального интернета, никаких сложностей с задействованием VPN не возникает. Вот только 97 процентов населения не хотят сами себе усложнять жизнь. Понимаете, суть тут не столько в запрете и сопутствующих юридических ограничениях, сколько в психологии. Одно дело залезть в соседский огород, но совсем другое — пройти ради этого 20 километров под дождем по болоту. Желающие, может, и найдутся, но их будет очень мало. Дело не в блокировке, а в забвении.
Цена любопытства
Поговорке про бесплатный сыр и мышеловку уже не одно столетие, но люди все еще продолжают верить в чудо. Вот как-то не все понимают, что существование подобного сервиса требует определенных затрат от его создателей. Необходимы серверы, программное обеспечение, люди, которые это все обслуживают, электричество, которое это все питает, да и вообще, очень много всего надо. И когда за пользование сервисом компания берет деньги, тут все в целом понятно, принцип «услуга — клиент». Но наши граждане в большинстве своем не очень любят платные виртуальные услуги, особенно если есть точно такие же, но бесплатные.И вот тут на этом надо остановиться чуть подробнее. Конечно, благодетели объясняют все эти бесплатные сервисы рекламой, маркетингом, человеколюбием и прочим… Но на самом деле просто так никто ресурсы тратить не будет. Так откуда взялись бесплатные VPN-сервисы и для чего они существуют?
В первую очередь некоторые крупные сервисы имеются как раз для создания возможности доступа к заблокированным ресурсам. Это не просто их функционал, а цель. Ну то есть какие-то государства хотят продвигать свою повестку, а страны, куда эту повестку продвигают, этим недовольны и агентов влияния блокируют. Вот для того чтобы была возможность и дальше вести информационную деятельность, создаются подобные сервисы, зачастую финансируемые из бюджета заинтересованных стран.
По сути, пользуясь такими сервисами для доступа к заблокированным ресурсам, вы просто подыгрываете тем, кто пытается вредить национальным интересам вашей страны. Не просто так ведь сайты блокируют. Но есть в этой всей истории и не столь очевидные подводные камни.
Иллюзия пряток
Человек, пользуясь VPN-сервисом, считает, что он становится совершенно невидимым и не оставляет никаких следов. И для внешнего наблюдателя это действительно так.Только вот люди как-то упускают тот момент, что абсолютно все свои данные они передают сервису, которым пользуются. Для сервиса вы — открытая книга, VPN видит абсолютно все: от вашего адреса до страниц, которые посещаете, действия, написанные сообщения, нажатые кнопочки. И очень наивным было бы полагать, что сервисы, созданные для сохранения анонимности и обхода блокировок, эти сведения не собирают.Особенно если вспомнить, что часть из них дотируется заинтересованными государствами.
Подобные массивы данных представляют огромное значение, ведь видя интересы и реакции человека, гораздо проще рассчитать, как именно ему можно подсунуть нужные товары или идеи. А также вывести некие формулы, как сподвигнуть человека на какие-то действия.
Все эти сервисы — лишь продолжение философской притчи о «всеразрушающем мече и неразрушимом щите»: одни информационно атакуют, другие защищаются. Это все старо как мир, просто вышло на новый технологический уровень.
Может, пора уже стать чуть умнее и научиться хоть немного смотреть дальше собственных хотелок? Понять, что государство пытается защищать своих граждан как от мошенников, так и от направленного информационного влияния? В любом случае решать вам. Только не забывайте, что у любых решений бывают последствия. И потом не жалуйтесь…
Полный или частичный запрет на использование средств обеспечения анонимности действует в Китае, России, Беларуси, Туркменистане, Турции, ОАЭ, Омане и ряде других стран.
КСТАТИ
Член российского Совета Федерации Ирина Рукавишникова направила запрос в Роскомнадзор с просьбой проверить законность использования VPN-сервисов. Рукавишникова считает, что есть веские основания полагать, что сведения российских пользователей VPN могут быть украдены или переданы мошенникам. Также сенатор отметила, что подобные сервисы могут быть применены в гибридной войне против России. Сейчас сами сервисы не запрещены, но нельзя просматривать запрещенный контент с их использованием.