Рабочий момент
Первым делом отправляемся на станцию «Ковальская Слобода». У нее самая высокая готовность — почти 90 процентов. Облик станции меняется буквально на глазах. На входе уже смонтированы стеклянные козырьки и установлены двери. В вестибюле готовы места для торговых павильонов. Основные отделочные работы внутри также у финишной черты: полы и стены облицовывают гранитом и керамогранитом. Напольное покрытие временно закрыли защитным материалом, чтобы не повредить. На потолке монтируют необычные светильники, которых будет шесть. Их закрепят на специальных тяжах.
Параллельно специалисты завершают установку оборудования. Это трансформаторные и тяговые подстанции, шкафы управления всеми системами станции, вентиляционные, водоотливные и телекоммуникационные системы… Одним словом, все то, без чего станция не сможет функционировать полноценно. С уже установленным оборудованием работают наладчики. Станцию также оснастят новыми системами безопасности, лифтами и пешеходной галереей для людей с ограниченными возможностями.
К слову, о безопасности. Все станции третьей линии метро будут оборудовать дверьми ДАС (двери автоматические станционные) — защитными ограждениями из прозрачного стекла по краю платформы. Мера необходимая, учитывая, с какой регулярностью сообщения о падении пассажиров на рельсы мелькают в новостных лентах. Благодаря защитным экранам ни один человек умышленно или по неосторожности не сможет оказаться на путях. Защитные экраны — это также один из ключевых элементов будущей системы беспилотного вождения поездов, на которую собирается перейти метрополитен.
Внутри станций полным ходом ведутся отделочные работы.
Первую партию защитных ограждений доставили на станцию «Ковальская Слобода» в декабре. Сейчас их монтаж завершен. Полупрозрачные, черные, глянцевые… Защитные экраны вдоль платформы выглядят крайне стильно. Высота — 170 сантиметров. Вес каждой створки — 200 килограммов, двери — 90 килограммов. Немаловажный параметр — прочность. Экраны выполнены из термозащитного небьющегося стекла толщиной 9 миллиметров.
— На каждой станции будет по 40 раздвижных двойных дверей. Монтаж такого оборудования — наш первый опыт, — вводит в курс дела главный механик УП «Минскметрострой» Максим Тарашкевич. — Все работы по его установке и настройке сопровождают три специалиста турецкой фирмы-производителя защитных экранов. С нашей стороны работает бригада из десяти человек: прошедшие соответствующее обучение слесари, электрики, монтажники.
На станции довольно тепло. Благодаря тепловым пушкам внутри вполне комфортные плюс 13 градусов. Некоторые отделочники трудятся с музыкальным сопровождением. Работа на платформе кипит. Все нужно рассчитать с точностью до миллиметра, поэтому в процессе монтажа стоек используют лазерный дальномер. Около открытых створок в начале платформы трое специалистов обсуждают технические моменты. Какие именно, объяснил мастер второго участка СМУ № 2 Владимир Кузнецов:
— Нужно не только установить и закрепить эти конструкции, но и завязать их с автоматикой движения поездов. Благодаря сенсорным датчикам они должны открываться и закрываться синхронно с дверями вагонов. Также необходимо обеспечить безопасность их работы при большом количестве пассажиров на станции.
Защитные экраны на «Ковальской слободе» почти готовы. Часть специалистов уже перешла на следующий участок – станцию «Вокзальная».
Защита на все сто
На случай внештатной ситуации защитные экраны оснастят аварийными дверями, которые открываются вручную. Система «Антипаника» работает предельно просто. Нечто подобное вы могли видеть на дверях эвакуационных выходов из торговых центров. Дверь надежно заперта снаружи и без труда открывается изнутри в случае экстренной ситуации. Нажимаешь на ручку — и дверь открывается без ключа и прочих манипуляций. Важный момент — антипаниковые устройства срабатывают очень легко. Дверь в случае необходимости сможет открыть с минимальными усилиями любой пассажир, будь то старик или ребенок.
Экраны оборудованы световыми индикаторами трех цветов. Красный, желтый, зеленый — как у дорожного светофора. Горит красный — близко не подходить, зеленый — путь открыт. Желтый индикатор будет загораться при приближении поезда к станции. То есть он своего рода сигнал для пассажиров — нужно готовиться к посадке.
Ветеран «Минскметростроя» с 40-летним стажем Владимир Кузнецов — о планах:
— Как только выставим все двери в проектное положение, на платформе рядом с ними выложим керамогранит, а потом сделаем чистовую отделку путевых стен.
Специалисты обсуждают технические моменты.
Работа предстоит сложная и ответственная. «Метрострой» планирует уложиться в 35 дней. Это норматив установки ДАС на одну станцию.
— Освоить производство защитных экранов со временем могли бы и белорусские предприятия. Квалифицированные специалисты и ресурсная база для этого есть, — считает Максим Тарашкевич. — Первые эскалаторы для минского метро тоже закупались за рубежом. Сегодня на станциях третьей ветки уже устанавливаются эскалаторы, которые поставляет предприятие из Солигорска. На «Площади Ф. Богушевича» они двухленточные, на «Юбилейной» и «Вокзальной» — четырехленточные.
— Если защитные экраны себя хорошо зарекомендуют на новых станциях, возможна их установка на уже существующих? — интересуюсь.
— Технически это возможно. Правда, на время их монтажа станцию, скорее всего, придется закрывать. Выполнить эту работу в ночное окно, а это 3—4 рабочих часа, сложно. Если метрополитен посчитает это целесообразным, наши специалисты смогут решить и эту задачу, — уверен Максим Тарашкевич.
Защитные экраны на «Ковальской Слободе» почти готовы. Часть специалистов уже перешла на следующий участок — станцию «Вокзальная». Там сейчас идет подготовка платформы к установке ДАС. Следующие на очереди станции «Площадь Ф.Богушевича» и «Юбилейная».
Благодаря защитным экранам ни один человек умышленно или по неосторожности не сможет оказаться на путях.
Все сходится
Соседка «Ковальской Слободы» — «Вокзальная» — тоже на финишном этапе готовности. Вход на нее расположен со стороны улицы Дружной. Платформа здесь шире, чем на остальных станциях. Все платформы в Минске имеют ширину 10 метров, а эта — 16 метров. Здесь все понятно: рядом два вокзала и центр города, пассажиропоток огромный.
Внутри «Вокзальной» полным ходом идут отделочные работы и монтаж оборудования. С разных сторон доносятся гулкие удары молотков, шум работающей сварки и прочие строительные звуки — дело спорится! Параллельно работают дизайнеры, оформляют интерьер. Материалы, использованные здесь, — керамогранит и стекло. Результат слаженной работы команды строителей и оформителей налицо: платформенный участок уже весь в граните. Черные полосы из стекла украшают пространство над кассами, зеленое стекло — над лестницей. Облицовку полов вестибюля и пешеходных тоннелей завершат в ближайшее время.
Пару слов о пешеходных тоннелях. Они связывают строящуюся станцию «Вокзальная» с уже существующей станцией «Площадь Ленина». Один из тоннелей довольно длинный — около 220 метров. В нем уже частично установили траволаторы — движущиеся бесступенчатые дорожки. Они белорусского производства. Траволаторы существенно упростят жизнь пассажирам с багажом, которые частые гости на «Площади Ленина» ввиду наличия рядом железнодорожного вокзала и автовокзала «Центральный». Всего для новой ветки нужно 9 лент траволатора: 7 — для «Вокзальной» и 2 — для «Юбилейной площади».
Полупрозрачные, черные, глянцевые… Защитные экраны вдоль платформы выглядят крайне стильно.
Теперь перед специалистами стоит задача соединить построенный пешеходный тоннель с платформой «Площади Ленина». Основные работы пока незаметны для глаз пассажиров. Хотя, по словам Максима Тарашкевича, участок проходит под одним из действующих путей:
— Приходится ручным отбойным инструментом вести вырубку большого объема бетона. Не останавливаем движение — над нами ходят поезда. Ведем постоянный мониторинг на предмет образования деформаций конструкций действующей станции.
Саму платформу «Площади Ленина» реконструируют. Посередине разместят два ограждения высотой 4 метра, что несколько уменьшит ее площадь. Но закрывать станцию не будут. Чтобы не создавать неудобства пассажирам, из-за повышенного шума строительные работы на начальном этапе ведутся преимущественно в ночное время, с часа ночи и до пяти утра, после снятия высокого электронапряжения с рельсового пути.
Тем временем между станциями «Фрунзенская» и «Площадь Ф. Богушевича» немеханизированный тоннелепроходческий комплекс соорудил соединительную ветку. Через нее поезда смогут попасть со второй линии на третью. На время присоединения построенного тоннеля к Автозаводской линии поезда будут ходить только до станции «Немига». Участок от «Фрунзенской» до «Каменной горки» закроют с 25 марта по 1 апреля. Там, где не будут ходить поезда, пустят дополнительный наземный общественный транспорт, введут новые маршруты.
Когда первые четыре станции третьей линии метро будут сданы в эксплуатацию, метростроители перейдут на следующий участок.
Глубоко копают
Не менее шумно в районе будущей станции «Юбилейная площадь». Здесь развернулась одна из самых масштабных строек, ведь эта станция станет самой глубокой — 28 метров. Это примерно равно высоте девятиэтажного дома. К возведению «Юбилейной площади» приступили позже остальных станций первой очереди. Сейчас здесь полным ходом ведутся отделочные работы. В этой точке расположится пересадочный пункт с зеленой ветки на красную. Осенью началась реконструкция платформенного участка станции «Фрунзенская», чтобы соединить ее с новым подземным пешеходным переходом.
— Рельсы в тоннелях между «Вокзальной» и «Юбилейной площадью» практически везде уложены, — поясняет Максим Тарашкевич. — Сейчас наши специалисты укладывают их в тоннеле между «Вокзальной» и «Ковальской Слободой». Применяем новую технологию. Вместо шпал используем специальные блоки с виброизоляционными прокладками, производство которых налажено на заводе железобетонных изделий. Это увеличивает срок службы верхнего строения пути и снижает уровень шума при движении состава.
Еще одно ноу-хау третьей линии — бесстыковые рельсы. То есть минимум тряски и шума в вагоне. Пассажиры смогут ощутить заметную разницу между комфортностью поездки по третьей и уже существующим линиям метро.
Ожидается, что «Вокзальная», «Площадь Богушевича», «Ковальская Слобода» и «Юбилейная площадь» примут первых пассажиров уже в нынешнем году, поэтому сейчас основные усилия направлены на их строительство. Приурочить запуск планируют к 3 июля — Дню Независимости. К архитектурной отделке строящихся станций — установке скульптур, декоративных светильников и названий станций — приступят в последнюю очередь, чтобы не повредить их в процессе строительства.
Задел на будущее
Что касается тоннелепроходческого комплекса «Алеся», то он служит «Минскметрострою» уже почти четыре года. За это время на его корпусе появились четыре звезды — так метростроители отмечают количество пройденных тоннелей. В середине января агрегат французской сборки отправился в путь за новой звездой. Ему предстоит проложить перегонный тоннель от станции «Аэродромная» до станции «Слуцкий гостинец». Преодолеть расстояние в 1800 метров планируют к июлю-августу. Затем «Алесю» демонтируют, вернут на «Аэродромную», снова соберут и отправят прокладывать еще один тоннель в том же направлении.
Если немеханизированный щит мог проходить 3 метра в сутки, то «Алеся» преодолевает за это же время 12 метров. То есть скорость в 4 раза выше. Благодаря этой машине строители практически полностью отказались от немеханизированных щитов. Их будут использовать только на коротких и тупиковых тоннелях, где применять «Алесю» нецелесообразно. Ее демонтаж и перевозка занимают много времени. Например, раньше на то, чтобы собрать-разобрать 90-метровую и 525-тонную «Алесю», уходило два месяца. Теперь, уже имея за плечами опыт, работники справляются за полтора.
Не дожидаясь ввода в эксплуатацию первых четырех станций третьей линии, «Минскметрострой» готовит площадки для сооружения еще трех. Речь идет о втором пусковом комплексе. Он включает в себя три станции: «Аэродромную» (на территории бывшего аэропорта Минск-1), «Неморшанский Сад» (на пересечении улиц Кижеватова и Осиповичской) и «Слуцкий гостинец» (на пересечении улиц Кижеватова и Корженевского). Также в районе улиц Кижеватова и Серова появится электродепо для обслуживания третьей линии метро. В связи с этим Максим Тарашкевич добавил напоследок:
— Когда первые четыре станции третьей линии метро будут сданы в эксплуатацию, мы перейдем на следующий участок. Заранее готовим пространство для работы. На всех участках практически завершены работы по перекладке инженерных сетей. Трасса готова к строительству. На месте будущих станций уже выставлено ограждение, на некоторых участках уже приступили к забивке свай и укреплению котлованов будущих станций.
gorbatenko@sb.by