Завершена проходка последнего тоннеля на линии трех новых станций метро

Вперед за «Алесей»

«Аэродромная», «Неморшанский сад» и «Слуцкий гостинец» — эти три станции метро уже в следующем году будут принимать пассажиров. В четверг завершился очередной этап большой стройки, к финишу пришла «Алеся» — тоннелепроходческий механизированный щит.

Минск. Строительство 3-й линии метро в районе улицы Лейтенанта Кижеватова.

Летящей проходкой

Посмотреть на работу «Алеси», прокладывающей тоннели, по которым будут ходить поезда, мы смогли на строящейся станции «Неморшанский сад» (проектное название «Лошицкая»). Здесь завершилась проходка левого перегонного тоннеля от станции «Аэродромная». Еще немного — и к ногам «железной леди» с треском упадет последнее препятствие — защитная стенка из буронабивных свай.

Пока наблюдаем за эффектным выходом «Алеси», бригадир 6-го участка тоннельного отряда № 1 Андрей Быков объясняет ее преимущества:


— На «Алесе» трудятся четыре звена, в каждом по 14 человек. Она абсолютно безопасна при проведении тоннельных работ, поскольку забой полностью закрыт и непосредственного контакта у проходчиков с ним нет. Здесь комфортно, внутри поддерживается постоянная температура 15 градусов. Старыми щитами проходили в сутки максимум три метра, сейчас около десяти. Чтобы смягчить породу и уменьшить износ режущего инструмента, подается специальная пена: грунт становится влажным, эластичным и легче поддается разработке.

Направлять «Алесю» по правильному курсу под землей помогает специальная роботизированная система навигации. Оператор за пультом управления следит за мониторами, на которых отображаются все необходимые для филигранной проходки параметры, в частности давление грунтов и воды. На самой «Алесе» и в тоннеле установлены камеры видеонаблюдения. Изображение транслируется на один из мониторов, позволяя удаленно контролировать процесс.


Пройденный участок был непростой, работать пришлось в обводненных грунтах, в том числе под речкой Лошица…
Чтобы преодолеть 1830 метров и смонтировать 1306 колец, понадобился почти год. Это самый длинный тоннель из тех, что прокладывала «Алеся»!
Благодаря ей при строительстве метро практически полностью отказались от немеханизированных щитов. Их используют только на коротких и тупиковых тоннелях, где применять «Алесю» нецелесообразно, ведь ее демонтаж и перевозка занимают много времени. Они, например, были задействованы на участке от «Ковальской Слободы» до «Аэродромной».

Сейчас «Алеся» на время отправится на отдых, объяснил заместитель главного инженера УП «Минскметрострой» Сергей Гречкин:


— До станции «Слуцкий гостинец» все тоннели построены. Теперь будем заниматься их обустройством, прокладкой коммуникаций, сооружать верхнее строение пути, в частности рельсы, по которым будут двигаться поезда.

Вагончик тронется

Строительство метро продолжается круглосуточно и без выходных. Станция «Неморшанский сад» в конструкциях готова примерно на 80 процентов, рассказывает директор СМУ № 1 Павел Ширко:

— Осталось достроить участок длиной около 30 метров. Уже приступили к отделочным работам. Общий объем монолитного железобетона, использованного на станции, около 10 тысяч кубических метров! Занимаемся также гидроизоляцией конструкций. В апреле начнем засыпку станции и приступим к благоустройству улицы Кижеватова.

Кстати, длина станции «Неморшанский сад» с притоннельными сооружениями без малого 150 метров, а глубина — 16. Она строится двумя захватками и, как уточняет Павел Ширко, после перекладки разделяющей ее теплотрассы станет единым целым.


Наибольшая готовность на данном этапе у станции «Аэродромная». Она уже соединена тоннелями с действующей станцией «Ковальская Слобода», внутри полным ходом ведутся отделочные работы. Конструкция «Аэродромной» сводчатая — колонны отсутствуют, поэтому на платформе очень просторно.

Ключевая особенность «Аэродромной» в том, что на этапе ее строительства заложен пересадочный узел на четвертую линию метро. Он расположится именно под этой станцией и уже построен. Его законсервируют до начала строительства четвертой линии, которая согласно Генеральному плану развития Минска планируется кольцевой.

— Сейчас на «Аэродромной» выполняем архитектурно-отделочные работы и приступаем к монтажу оборудования, в том числе вентиляционных систем. Начали чистовую отделку: укладываем гранит и керамогранит. В течение двух месяцев займемся платформенным участком. В этом году также предполагаем заняться подвесными потолками и архитектурными формами, — уточнил Сергей Гречкин.



Станцию «Слуцкий гостинец» начали строить позже других. Котлован для нее готов, частично приступили к монтажу конструкций. Рядом со станцией будет находиться электродепо «Слуцкое». Это полноценный цех для обслуживания подвижного состава и сетей третьей линии метро. Там будет и отстойно-ремонтный корпус, и административно-бытовой, и камера мойки составов… В этой точке сложная система тоннелей на разных уровнях: не только те, которые связывают станции, но и ветка съезда в электродепо.

Открытие новых станций запланировано в 2023-м. А дальше подземка будет расширяться в сторону Зеленого Луга — там появится семь новых станций.

gorbatenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter