Прошлый год для воздушного транспорта был довольно сложным: закрытые границы и локдауны на какое-то время поставили на паузу аэропорты по всему миру. Авиасообщение прерывалось не только между континентами и странами, но и внутри государств. Пандемия до конца не отступила, но мир учится жить в новых реалиях. В Департаменте по авиации рассчитывают, что 2021—2023 годы станут восстановительным периодом для сферы авиаперевозок. О том, что поможет сохранить финансовую устойчивость авиационных организаций, как будут развиваться областные аэропорты и какую ставку делают сегодня на развитие грузоперевозок, в интервью «Р» рассказал директор Департамента по авиации Артем СИКОРСКИЙ.
Регулярные полеты
— Артем Игоревич, расскажите, как планируется активизировать работу областных аэропортов в этом году.— Хотел бы рассказать читателям о подпрограмме «Развитие гражданской авиации Республики Беларусь» (в рамках Госпрограммы развития транспортного комплекса до 2025 года), а также о Концепции развития областных аэропортов, цель которой — увеличить их загрузку, повысить уровень комфорта обслуживания пассажиров и внедрить передовые технологии в деятельность областных аэропортов. В этих документах заложены основные направления того, как будут развиваться областные аэропорты.
В Концепцию мы закладывали, что на первом этапе будем активно развивать чартерные полеты по популярным туристическим направлениям из всех областных аэропортов, а затем перейдем к организации регулярного авиационного сообщения.
С 2019 года авиакомпания «Белавиа» начала выполнять круглогодичные чартерные перевозки из всех областных аэропортов по наиболее популярным туристическим направлениям (Турция, Болгария, Черногория, Египет, Тунис) и теперь постоянно расширяет программы и маршруты авиаперевозок. В 2019-м из областных аэропортов было выполнено почти 400 рейсов. В тяжелый 2020 год произошло сокращение числа рейсов, но полеты из областных аэропортов не прекратили. Ожидается, что в этом году в разгар туристического сезона «Белавиа» выполнит чартерных рейсов из регионов больше, чем их было в благополучном 2019-м.
Теперь мы переходим ко второму этапу — организации регулярного авиационного сообщения. Мы поручили всем областным аэропортам представить наиболее востребованные среди граждан маршруты и планы по привлечению авиакомпаний. Со своей стороны, Департамент по авиации окажет полное содействие каждому областному аэропорту в вопросе организации рейсов по запрашиваемым маршрутам.
Отмечу, что сегодня созданы условия для осуществления полетов в любой областной аэропорт для авиакомпании всех экономических моделей, в том числе лоукост. Мы ведем постоянную работу с авиационными администрациями других стран по развитию и усовершенствованию двухсторонней договорной базы, и ряд соглашений содержит положения о 5-й степени «свободы воздуха» для более эффективного привлечения авиакомпаний в областные аэропорты.
Всем областным аэропортам поручено представить наиболее востребованные среди граждан маршруты и планы по привлечению авиакомпаний.
Совершенствуется материально-техническая база областных аэропортов. Реконструирована взлетно-посадочная полоса в аэропорту Бреста, что обеспечило возможность принимать самолеты расчетного типа Boeing 767. Сейчас такую работу нужно провести в аэропорту Гродно, чтобы там могли садиться и обслуживаться современные самолеты типа Boeing 737–800 и Airbus 321.
— А иностранные авиаперевозчики запрашивают выполнение рейсов (на регулярной или чартерной основе) из наших областных аэропортов?
— В Департаменте по авиации есть только одно назначение от кипрской авиационной администрации на полеты их авиакомпании в аэропорт Брест. Вместе с тем сама авиакомпания готова начать процедуру аккредитации для полетов в Беларусь только после ослабления карантинных мер на Кипре.
В 2019-м из областных аэропортов было выполнено почти 400 рейсов.
Груз да дело
— В прошлом году вырос объем грузоперевозок воздушным транспортом (по сравнению с 2019-м). За счет чего это стало возможным?— Действительно, в 2020-м наблюдался рост грузовых перевозок по всему миру. Это связано с влиянием пандемии COVID-19 на гражданскую авиацию: сократились провозные емкости ввиду остановки большой доли парка пассажирских воздушных судов, в грузовых отсеках которых перевозились значительные объемы грузов, при этом увеличился спрос на перевозку грузов медицинского назначения. Белорусские авиакомпании «Трансавиаэкспорт», «РубиСтар» и «Рада» активно включились в работу по доставке различных грузов, гуманитарной помощи и медицинских изделий по всему миру, что сказалось на цифрах грузопотока. Основными направлениями полетов были КНР, страны Латинской Америки и Европы. Так, по итогам работы в 2020 году рост грузооборота крупнейшего белорусского авиаперевозчика «Трансавиаэкспорт» составил 199,8 процента, объем перевозок увеличился на 25,7 процента.
Необходимо отметить, что объем грузоперевозок вырос в том числе за счет открытия аэродрома Орша. Сегодня в целях развития рынка воздушных грузоперевозок в стране увеличение потенциала аэродрома Орша как грузового хаба является актуальной задачей для Департамента по авиации.
Все чартерные пассажирские перевозки авиакомпании «Белавиа» из областных аэропортов сегодня формируются за счет белорусских туристов, вылетающих на отдых
Для расширения маршрутной сети, роста объемов и повышения качества грузовых авиационных перевозок грузовые авиакомпании планируют увеличивать парки своих воздушных судов, проводить их обновление и модернизацию. Прорабатываются различные варианты: от традиционных (взятие воздушного судна в лизинг) до переоборудования пассажирских судов в грузовые. Последний вариант сейчас активно прорабатывается авиакомпанией «Трансавиаэкспорт». Пополнение воздушного флота грузовых авиакомпаний будет способствовать открытию регулярных грузовых рейсов, что увеличит грузооборот и транзитный потенциал Беларуси.
СПРАВОЧНО
♦ За последние пять лет в стране реализованы значимые проекты в сегменте воздушного транспорта. В частности, завершено строительство второй взлетно-посадочной полосы в Национальном аэропорту Минск и реконструирован аэродром Орша. Это позволило осуществлять международные полеты воздушных судов всех типов без ограничений в сложных метеорологических условиях.
♦ Начата опытная эксплуатация нового Центра управления воздушным движением, что позволит обеспечить совершенствование системы управления воздушным транспортом благодаря внедрению современных технологий.
♦ Реализован проект по строительству нового авиаремонтного завода на территории, прилегающей к Национальному аэропорту Минск, и создана новая современная база.
♦ Программой обновления парка пассажирских воздушных судов в период 2019—2021 годов запланировано приобретение на условиях оперативного лизинга и ввод в эксплуатацию не менее 15 новых воздушных судов производства корпорации Boeing и компании Embraer.
konoga@sb.by
Фото Таты КАВЕРИНОЙ.