Новые перевозчики и услуги для пассажиров, строительство гостиницы и паркингов, филиал под Оршей: чем сейчас живет Национальный аэропорт Минск

Воздушная гавань: движение вверх

Грациозный изгиб здания аэровокзала, снующие в разных направлениях машины такси, пассажиры у стоек регистрации… Национальный аэропорт Минск — это неизменно приятные ассоциации, предвкушение путешествий и новых впечатлений. Это образец отлично продуманной, удобной инфраструктуры и четкой организации потоков пассажиров. Недавно нашей воздушной гавани пришлось нелегко: множество стран закрылось из-за пандемии, один за другим отменялись авиарейсы. Корреспондент «Р» узнала, как аэропорт пережил нелегкие времена, провел лето и какие строит планы на будущее.

Национальный аэропорт — это обещание путешествий и новых впечатлений.

Внезапная тишина

Бургас, Стокгольм, Киев, Тель-Авив, Париж, Амстердам, Хельсинки, Франкфурт: табло расписания вылетов заполнено, а у стоек регистрации толпятся путешественники с чемоданами. Складывается впечатление, что в жизни воздушной гавани ничего не менялось, однако оно обманчиво.

— Национальный аэропорт Минск за прошлый год обслужил более 5,1 миллиона пассажиров. Нынешний тоже начался неплохо, пассажиропоток прирастал, и мы даже рассчитывали, что по итогам года превысим эту цифру. Но тут наступил март… — с грустью вспоминает Вячеслав Хоронеко, генеральный директор РУП «Национальный аэропорт Минск». — Весной зарегистрирован минимум полетов за все годы существования аэропорта: в день было от четырех до шести рейсов — как правило, гуманитарных и эвакуационных, когда из закрывшихся стран вывозили туристов, граждан и Беларуси, и других государств. 


Годами беспрерывно бурливший жизнью, сверкавший, шумевший, отправлявший и принимавший пассажиров аэровокзал внезапно опустел. Вячеслав Васильевич рассказывает, что в здании останавливали эскалаторы, приглушали освещение и даже поднимался вопрос о том, чтобы на ночь запирать двери и вообще прекращать доступ в помещение. Естественно, тогда перестали работать магазины беспошлинной торговли, кафе и рестораны. 

— Надо отдать должное работникам нашего предприятия, которые с пониманием отнеслись к происходящему, — отмечает генеральный директор. — На протяжении четырех месяцев из 3,5 тысячи сотрудников выходили на работу, чередуясь, около 800 человек — только те, чей труд необходим для поддержания авиационной безопасности, бесперебойного функционирования аэропорта. В период простоя люди получали заработную плату в соответствии с законодательством. Сейчас магазины и кафе вновь открыты, пустует пока лишь зона дьюти-фри в секторе приема российских рейсов.

Здесь есть даже небольшой музей авиации под открытым небом. 

Снимем эту корону! 

— С начала развития пандемии в аэропорту усилили работу по предупреждению распространения коронавирусной инфекции, — подчеркивает Вячеслав Хоронеко. — На стойках регистрации установлены защитные экраны, повсюду дозаторы с антисептиками, санитарная обработка проводится каждые три часа, а если приземлялся самолет из региона с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, сразу же по его прилете проводилась дезинфекция. Безопасность обеспечивает всевозможное оборудование, бактерицидные рециркуляторы воздуха, в зоне международного сектора прилета установлен робот-тепловизор, приобретенный с помощью индустриального парка «Великий камень». В планах — закупка подобных аппаратов в каждую зону вылета. Имеются спецсредства для обработки самолетов, спецтехники, которая перевозит пассажиров. В аэропорту постоянно дежурят представители службы карантинного контроля. Буквально на прошлой неделе в здании аэровокзала открылась лаборатория, где можно пройти тестирование на COVID-19. На данный момент доступно исследование методом иммуноферментного анализа — на наличие в организме антител. Правда, результаты этого экспресс-тестирования не примут при выезде за границу: для этого нужно делать исследование методом ПЦР о наличии вируса в организме. Позже планируем организовать в аэропорту проведение и такого анализа. 

Возвращение к жизни

Противоэпидемические меры не теряют актуальности: сейчас, когда регулярные международные рейсы потихоньку возобновляются, перевозчики хотят знать, насколько безопасно прибывать в каждый конкретный аэропорт.

На прошлой неделе в здании аэровокзала открылась лаборатория, где можно пройти тестирование на Covid-19.

— Аэровокзал начал оживать в июле, — продолжает Вячеслав Хоронеко. — Кроме авиакомпаний, которые работали здесь всегда, «Белавиа» и Air China, регулярные рейсы возобновили авиалинии из Объединенных Арабских Эмиратов, Польши, Турции, Туркменистана, Узбекистана. Германии. С открытием некоторых курортных стран полетели и чартеры — всего лишь 45 процентов от обычного количества. Сейчас мы с нетерпением ждем российские авиакомпании «Аэрофлот» и Utair, надеемся, что они возобновят регулярные рейсы уже с 1 октября. Достигнуты договоренности и подписано соглашение с венгерским лоукостером Wizz Air, для выполнения полетов ждем только открытия границ и нормализации эпидемиологической обстановки. Приглашаем к нам и других перевозчиков: обратились к 55 авиационным компаниям, отправили им письма, где указали в том числе, как предотвращаем распространение коронавирусной инфекции.

Рейсы возобновляются, на аэровокзале вновь многолюдно.

За восемь месяцев текущего года аэропорт обслужил почти 1,4 миллиона пассажиров. 

— Это очень мало! — переживает Вячеслав Васильевич. — Было время, когда мы за одни только сутки пропускали более 20 тысяч человек. Надеемся, что в ближайшее время аэропорт станет активно наращивать свой потенциал. 

Но нет худа без добра: в отсутствие пассажиров в аэровокзальном комплексе заменили лифтовые шахты и сами лифты, раздвижные двери, отремонтировали зоны вылета. Теперь здание аэровокзала стало гораздо удобнее для людей с ограниченными возможностями, слабым зрением. И это только начало!

На стойках регистрации установлены защитные экраны.

— Разработана концепция развития Национального аэропорта на ближайшие пять лет. Она предусматривает продолжение модернизации аэровокзального комплекса: увеличение багажного отделения, реконструкцию первой взлетно-посадочной полосы. Есть инвестор, который финансирует возведение гостиницы на привокзальной территории, к нему должны приступить уже в следующем году, — строит планы Вячеслав Васильевич. — Принято решение, что с вокзала в Национальный аэропорт будет проложена железнодорожная ветка, которая пройдет через «Великий камень». На скоростной электричке сюда можно будет добраться за 35 минут. Для сооружения путей уберут плоскостную стоянку возле здания аэровокзала, но автомобилисты могут не беспокоиться: в планах — строительство рядом пятиэтажных паркингов. Преобразится и привокзальная площадь. Национальный аэропорт — это почти настоящий город со своими службами, отделами, магазинами, парикмахерской, почтой, аптекой, кафе.

Первая взлетно-посадочная полоса сейчас выведена из эксплуатации, проект ее преобразования разделен на три этапа: сооружение нового перрона, модернизация полосы и рулежных дорожек, реконструкция старого перрона. Все это планируют завершить в 2027 году. Проектные работы вошли в завершающую стадию: уже в этом месяце документы представят на рассмотрение Госстройэкспертизе и экологической экспертизе. Проект стоит порядка 130 миллионов долларов. Итоги прошлых лет показали, что аэропорту необходимы дополнительные стояночные места, поэтому работы по строительству нового перрона, то есть площадки, где стоят воздушные суда, начнутся уже в следующем году. Что касается самой взлетно-посадочной полосы, то она будет современной и высокотехнологичной, способной принимать все типы воздушных судов без ограничений.

В зоне саморегистрации можно самостоятельно распечатать посадочный талон и сдать багаж

Зона комфорта

В ожидании грандиозных строек в аэровокзале продолжают заботиться о комфорте пассажиров, который, как известно, таится в приятных мелочах. В зоне вылета расположена большая детская игровая площадка с лабиринтом и интерактивной песочницей, где можно делать куличи и строить дивные замки, оставаясь чистым. Появилась услуга «Гардероб», чтобы пассажиры, отправляясь зимой в жаркие страны, могли оставить в аэропорту пальто или шубу, теплые сапоги. Можно воспользоваться услугой «Подарок другу»: оставляйте любую вещь для конкретного человека, а он заберет ее при предъявлении паспорта. В случае задержек рейсов или длительного ожидания при стыковке актуальна личная гигиена — и в аэропорту можно принять душ.

В зоне вылета есть большая детская игровая площадка.

— Мы стараемся идти в ногу со временем, — утверждает Вячеслав Васильевич. — Изучаем организацию работы в других воздушных гаванях, лучшее берем себе на заметку, претворяем в жизнь. У стоек 34—38 уже действует зона саморегистрации, где пассажиры могут самостоятельно распечатать посадочный талон и сдать багаж — главное, чтобы он соответствовал требуемым форме и весу. Самостоятельная регистрация позволяет пассажирам экономить время и минимизировать контакты. Сейчас приглашают на посадку и проверяют посадочные талоны агенты, но в накопителях также установлены специальные ворота. Прикладываешь к экрану посадочный талон или гаджет, автоматическое устройство считывает информацию, ворота открываются, и можно проходить в салон самолета. То есть контакты между людьми и связанные с ними риски сводятся к минимуму. 

Может, на модель самолета с восхищением смотрит будущий пилот?
Скоро у Национального аэропорта Минск появится филиал в поселке Болбасово под Оршей, вблизи крупного мультимодального логистического комплекса, который занимается обработкой грузов. 

В настоящее время на аэродроме «Орша» выполнен ремонт взлетно-посадочной полосы (ИВПП) длиной 3001 метр, шириной 45 метров, с периметровым ограждением и патрульной дорогой. Установлено необходимое оборудование, возведены объекты вспомогательного назначения. Завершен комплекс летных проверок, а к концу сентября должна пройти сертификация аэродрома на предмет годности к эксплуатации и аэропортовой деятельности. 

Аэродром планируется использовать главным образом для обслуживания грузовых воздушных судов. Рассчитываем, что он станет крупным грузовым хабом.

— Мы смотрим в будущее с оптимизмом, — заверяет Вячеслав Хоронеко. — Возобновились регулярные рейсы, ждем новых перевозчиков, есть программа развития аэропорта. Удобство пассажиров — наша главная задача.

nevmer@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter