ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬ ДУХА ПРОФЕССОР ВЫСОЦКАЯ

Доктор искусствоведения, профессор, лауреат Государственной премии Беларуси Надежда Федоровна Высоцкая - исследователь, знаток и в буквальном смысле слова спаситель древнебелорусского искусства XII - XVIII веков, а точнее - нашей иконописи (термин, до конца 1980-х годов в официальных документах не употребляемый).
Доктор искусствоведения, профессор, лауреат Государственной премии Беларуси Надежда Федоровна Высоцкая - исследователь, знаток и в буквальном смысле слова спаситель древнебелорусского искусства XII - XVIII веков, а точнее - нашей иконописи (термин, до конца 1980-х годов в официальных документах не употребляемый). С 1964 года Надежда Высоцкая изъездила всю Беларусь, подбирая по снятым с регистрации церквам брошенные, беспризорные иконы, спасая уникальные произведения от уничтожения. Надежда Федоровна всегда горячо отказывается от эпитета "первый собиратель", доказывая, что действительно первым был в 1920 - 1930-х годах доцент БГУ Николай Щекотихин, - он работал, пока его не арестовал НКВД, с материалами восточных областей Беларуси. Это правда. Но правда и то, что все же профессор Высоцкая самоотверженно спасала (а в этой "идейно чуждой" области искусств личная смелость была не на последнем месте) иконопись Беларуси в XX веке от забвения и физического уничтожения. Более того, именно благодаря профессору Высоцкой, ее научным трудам, книгам, альбомам, ее огромной просветительской работе, иконопись Беларуси введена как самостоятельное понятие и полноправный оборот в мировую историю искусств, а также в сознание соотечественников.

1. - Как бы вы сами представили себя читателям?

- Во-первых - собиратель. Потом - организатор. Бывали времена, когда я проводила в экспедициях по 11 месяцев в году. Ложе из двух стульев вместо кровати считала настоящим комфортом. Уникальные произведения - древние иконы мы спасали от гибели. Идейности, пафоса в этой работе - где-то 5 процентов. 95 - адский технический труд: поехать, найти, отреставрировать, изучить, то есть собрать уточняющие архивные материалы. Столько труда, а книжку - вот новая перед вами, "Жывапiс барока Беларусi", - вы пролистаете за час. Собственно, ее я делала 40 лет - всю профессиональную жизнь. И еще: книжка вышла - а ты сразу недоволен. Потому что, если вы занимаетесь делом, вы постоянно обогащаетесь информационно и постоянно изменяетесь - линия вашего научного горизонта испытывает естественное обновление.

2. - О чем вы больше всего мечтали в детстве?

- Досыта поесть. Вот картинка: мама ставит на стол чугунок картошки. И говорит: "А ты представь, что еще - и сальце". Впрочем, при невероятной скудости материальной жизни вокруг воспоминания о том времени у меня хорошие. С нами жила Надежда Александровна Физикова - женщина дореволюционного воспитания и образования. К советской жизни она так и не приспособилась, но зато знала 10 языков и всемирную литературу. Благодаря ей я очень рано попала в "большой мир". Когда мы 5 часов стояли в очереди в баню с тазиками в руках, она читала наизусть Рабле и Гейне - на языке оригинала. Всегда в шляпке и перчатках, Надежда Александровна говорила: "Поели - хорошо. Не поели - почитаем Пушкина".

3. - В каких человеческих слабостях вы не можете себе отказать?

- Я настолько привыкла себе во всем отказывать, что даже не знаю, в чем не могу не отказать. Поесть-попить, одежда - это меня не волнует. Новая машина... А за что? Никак не получается. Если бы за книгу нормально заплатили...

4. - Чьим мнением дорожите в своей работе?

- Мнением своих научных оппонентов, специалистов Европы и России. Коллеги занимаются узкобелорусским материалом, и это их трагедия. "Белорусский слон" не самый большой в мире... И вообще никакого "слона" нет. Для того чтобы изучить любую местную проблему, надо знать о движениях, миграциях, о связях и влияниях вокруг Беларуси. Потому что, если этим пренебречь, окажешься в тупике.

5. - На что не жаль потратить миллион?

- На очередную книгу. На создание музея древнебелорусского искусства.

6. - Интеллигентность. Что это такое в вашем понимании?

- Это умение любить людей. У меня есть два высоких примера: Физикова, о которой я уже вспоминала, и Георгий Карлович Вагнер, которому посвящена моя новая книга. Вагнер был моим оппонентом по кандидатской диссертации и докторской. Большой ученый, большой человек, прошел школу русской дореволюционной интеллигенции (говорил, что в его судьбе только 7 счастливых лет - до революции), а также школу (25 лет!) выживания в сталинских концлагерях. Он всегда потрясал меня чистотой и талантом.

7. - Что вам легче - подняться в 6 утра или лечь спать в 4?

- Лечь-встать? Абсолютно все равно.

8. - Всегда ли вы говорите то, что думаете?

- Никогда! Человек, который мне не нравится, не виноват в том, что мне не нравится. Я ж не могу сказать слепому, что он слепой. Нужно мягко и нежно относиться к людям. По своей младости я сделала очень много ошибок: этот не понимает, тот не знает... Но неинтересных людей не бывает - это мы бываем скучными и не умеем зацепить собеседника за живое.

9. - Кого вы предпочитаете держать в доме - кошку или собаку?

- Сейчас - никого. А были - все. Росли вместе с дочкой, дружили, ходили в кино: собаки, кошки, черепахи, зайцы, курочки...

10. - От кого устаете больше всего?

- От людей не устаю - устаю от "незавершенки", от равнодушия к музейному делу. Мы ведь не бедняки, у нас есть ценности, которые не стыдно показать всему свету, но мы катастрофически плохо ведем дела. Я считаю, что давно нужно было напрячься и сделать от начала до конца замок в Мире. Хуже нет тянучки - с 1987 года ведутся разговоры о возрождении. Мы могли бы в него уже войти, если бы было стабильное финансирование.

- А есть ли что в замок поставить?

- А это - проблема. Все надо купить. Соберем по музеям? Нет, музеи у нас не очень богатые, а купить в Европе сегодня можно все. Не по силам? Экономика не даст? Она как раз начнет работать, когда в замке будут стоять оригинальные вещи, а не подделки и когда туда пойдет поток настоящих туристов. Я сказала вам, что прочитала "Капитал" Маркса при поступлении в аспирантуру? Да, так что знаю: пока не вложите денег, прибыль не получите. И национальная идея заработала б - вдохнуть жизнь в национальные памятники! Но надо ведь очень красиво ее подать! В советское время на идеологию денег не жалели и возвели памятники в Хатыни, Брестской крепости...

11. - Есть ли в жизни вечная любовь?

- Конечно, есть. Я вообще человек очень постоянный, хотя много езжу по свету. Я очень любила своего мужа Геннадия Михайловича Голубовича. Никто из тех, кто вокруг меня, заменить его не может. Я даже размениваться не стану по той простой причине, что это уже не тот класс человеческой ценности...

12. - Если вы любите путешествовать, то какому виду транспорта отдаете предпочтение?

- Самолету, конечно. Но, вообще, могу даже на верблюде.

13. - Кто ваш самый близкий друг?

- "Иных уж нет, а те - далече..." Всегда вспоминаю Елену Васильевну Аладову, знаменитого директора и, по сути, создателя нашего музея. Только она и могла взять на работу девочку без образования. "Пусть", - сказала царственно. А после ленинградской Академии художеств - меня в ученые секретари. Волевая женщина. А я ведь сначала училась в техникуме на художника-модельера, но на последнем курсе перед самым дипломом бросила его, поняв, что в компании закройщиков работать не смогу. А Дома моделей в Минске тогда еще не было... В музей же приходила каждый день, как на работу. Меня знали в лицо. "Сдай экскурсию!" - однажды приказала мне Аладова. Я сдала, и водила по 6 экскурсий в день. Она же взяла с меня обещание, что поступлю в ленинградскую Академию художеств. Сама Елена Васильевна в музейное дело была влюблена страстно. И заражала этим окружающих, в том числе "хлопцев" из ЦК. Говорила плохо, но могла убедить каждого. Феномен! Зажигала нутром. Я много раз ездила с ней в Ленинград в "поход" по коллекционерам. Мужа своего, известного композитора Николая Ильича Аладова, она тогда устраивала в "Пенаты", Дом творчества под Ленинградом, а сама с утра до вечера в переговорах. И всегда - успех. Всегда везем домой что-нибудь "под мышкой". Умела общаться... Ни у кого после нее не было такого страстного желания иметь какой-то экспонат в своей коллекции... Она буквально заболевала им - и это передавалось владельцу, которому ведь всегда небезразлично, в чьи руки он отдает шедевр. И в ЦК шли Аладовой навстречу: финансировали музей хорошо! Если бы сегодня было такое финансирование замка в Мире, он мог бы стать музеем мирового масштаба! Нет хуже, чем заполнять залы копиями. А для того, чтобы было "ах!", надо заказывать и покупать оригиналы, не скупиться на роскошный паркет, камины, окна.

14. - Как вы проводите отпуск?

- В молодые годы все отпуска уходили на стажировку в Эрмитаже: в реставрационных мастерских, в библиотеке. Теперь чаще всего - это поездки по Европе с группами. На свою зарплату самостоятельно поехать в мадридский "Prado" не могу.

15. - Чего нельзя прощать даже лучшим друзьям?

- Предательства. Случалось ли? Сколько угодно. Мстить? Жалко время на это тратить. И месть ведь всегда возвращается бумерангом.

16. - Что такое лень, а что - душевный покой?

- Лень - простое чувство: нежелание стирать или убирать (в моем случае), то есть делать то, что не нравится, но необходимо все равно исполнять. С покоем сложнее. Его, мне кажется, пока человек жив, быть не может. Мы связаны с людьми и явлениями профессиональными интересами - и прокрутка информации в мозгу идет постоянно.

17. - Если у вас свой огород или дачный участок, то какие овощи и фрукты нравится выращивать?

- Трава у меня на участке растет. Много травы и немножко лука, укропа, петрушки. От мужниных родителей остался дом в деревне. Там, на Копыльщине, я теперь с односельчанами мужа и музейщиками района создаю музей этнографии и быта, где один зал посвящен сельской школе, в которой учился Голубович, и воссоздан его рабочий кабинет 60-х годов.

18. - А врагов вы себе успели нажить?

- Видимо... На Госпремию я "стояла в очереди" с 1986 года 10 лет. Заваливали! Личная неприязнь? Нет, видимо, у моих соотечественников просто не было сознания, что древнее искусство - это серьезная проблема. Соколлеги ревниво посылали гонцов в ЦК: "Иконопись - это не искусство!" Жаль: в результате я получила премию одна, без коллектива соавторов, без знаменитого фотографа Георгия Лихтаровича. А он еще как ее заслужил, ибо каждый снимок, опубликованный в книге, - это день его жизни. А иногда и неделя. Ведь что значит подготовить иконостас, алтарь к съемке так, чтобы был виден ансамбль, архитектура? Что вы, труд титанический... Завалили меня в апреле сего года и на членкора Национальной академии наук. И вот недавно "сюрприз": иконы, те иконы, которые я буквально руками вернула из небытия, так вот на выставку в Милан их теперь везут другие сотрудники... Видимо, все-таки не друзья так "заботятся" обо мне...

19. - Кем бы вы стали, появись возможность начать все сначала?

- Тем же самым. Хотя я недовольна своей судьбой - другой наверняка сделал бы больше, нежели я. Впрочем, я тоже могла сделать больше, если бы мне не мешали - не говорю о том, чтобы помогали!..

20. - Чего вам лично больше всего недостает сегодня?

- Элементарного человеческого внимания, домашней заботы - как всем людям, как любой кошке... Умер муж, нет мамы - нет ни одного человека на земле, с кем вы могли бы ни о чем не говорить, но взаимно понимать друг друга.

21. - Когда вы последний раз хохотали от души?

- Каждый день!

22. - При каких обстоятельствах познакомились с нашей газетой?

- Я этого не помню, "СБ" - наша домашняя газета. Мы ее выписываем постоянно.

23. - Как вы относитесь к наблюдению А.П.Чехова, что на свете нет ничего страшнее, чем провинциальная знаменитость?

- Я считаю, все мы - провинция по отношению к чему-то. Минск - к Москве, Питеру, например... Впрочем, это понятие неактуально в наше время. При наличии Интернета личность может работать где угодно, хотя это характерно в основном пока для Европы, в Беларуси еще таких условий нет. Но согласитесь, в XX и XXI веках, с появлением ТВ, телефона, автомобиля и, наконец, компьютера, это понятие коренным образом изменилось. Сейчас, мне кажется, нужно говорить не о провинциализации, а о глобализации.

24. - Помните ли вы свое детское прозвище?

- Его не было, как можно! У нас было всего две девочки в классе! Только-только отменили раздельное образование, и я пришла учиться в бывшую мужскую школу. А программы новыми стали не сразу. Так что я успела побывать на уроках и по слесарному делу, и по столярному, и на вождении. Зато сколько внимания от противоположного пола! Вечер, каток, один мальчишка несет мои коньки от подъезда до памятника войне 1812 года (есть такой в Смоленске), другой - от памятника до катка...

25. - Не рискнете предсказать, какие перемены ожидают нашу страну через год?

- Это слишком маленький срок. Очень бы хотелось, чтобы Беларусь теснее вошла в европейскую семью народов. Собственно, это обязательно случится. Только - когда?

26. - Где вы чаще всего встречаетесь с друзьями?

- Раньше моими друзьями были мои профессора Нессельштраус, Вагнер, Банк, Лихачева (дочь Дмитрия Сергеевича). Я ездила к ним в Москву и Питер. Теперь моими друзьями становятся мои студенты - обратный процесс пошел. Поэтому я встречаюсь с ними там, где хотят они.

27. - В какой стране вам хотелось бы побывать и почему?

- Я бы поставила вопрос по-другому: в какой стране я бы не хотела побывать? Нет такой страны! Везде... Своеобразие - везде...

28. - А какие книги, по-вашему, надо прочесть всем?

- Прежде всего тексты по греческой мифологии и книги по истории христианства. Античность надо знать всем, это - основа, к которой мировое искусство обращается веками, с римских времен.

29. - У кого конкретно и что именно вы спросили бы в первую очередь, будь у вас такая возможность - пообщаться с самыми интересными личностями нашего времени?

- Я бы очень хотела еще раз поговорить с Лихачевым. Он, занимаясь Русью, серьезно проработал историю и наших земель, в частности период барокко. Знаете, когда я не вылезала месяцами из экспедиции, разыскивая иконы по церквам, надо мной посмеивались даже сотрудники музея: "Андрея Рублева ты в Белоруссии не найдешь..." Да, Андрея Рублева мы не нашли, но выяснили, что реформатора и западника Петра Великого не было бы на Руси, если бы не белорусы. Если б Симеон Полоцкий не был приглашен в учителя молодому Петру, не привез с собой театр, стихосложение, риторику, иностранные языки, не привил любовь к наукам, к Западной Европе, то и реформ потом никаких бы не было. Во второй половине XVII века белорусы селились в Москве вообще целыми слободками. Почему? Их, мастеров, приглашали патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, которым требовалось мощное искусство, чтобы прославить церковь и государство, чтобы из Москвы сделать третий Рим. Таким искусством было барокко. К белорусам барокко в то время уже пришло из Западной Европы - через католицизм. Вообще, белорусы переживали в свое время и Ренессанс - таких просветителей, как Франциск Скорина, например, мы в России XVI века ведь не найдем... Таким образом, наши предки оказались вскоре востребованы русским государством. К тому же в Москве заказчиком выступали не частные лица, пусть и очень богатые магнаты, а государство и церковь, где деньги, масштабы деятельности и возможности были другие. Мастеровой люд потянулся в Белокаменную, и таким образом барокко проникло в православие. Материал до сих пор плохо изучен и до сих пор белорусы не отдают должного самим себе.

30. - Вы хорошо знаете свою родословную?

- Безусловно. До 10-го колена. До XV века и по отцовской, и по материнской линиям. Все с Белосточчины, все жили и работали на земле. Впрочем, нет - один из предков работал на железной дороге объездчиком (рабочий класс!), один даже учился в Ягеллонском университете. Интересный эпизод: в 1944 году мать пошла к подруге в деревню Минковичи и в одночасье вдруг оказалась в Советской Белоруссии, а я, оставаясь в деревне Запятах, у тетки, - в Польской Народной Республике! Белосточчину в тот день отдали Польше, и стоило немалых трудов забрать меня оттуда, ведь у тетки мы гостили на вакациях, мама давно уже жила и работала в Смоленске. Как она, белоруска, там оказалась - отдельная история. В 1914 году семья бежала от войны на Урал и потеряла ее, 7-летнюю девочку, на станции в Смоленске. Послали ребенка за водой... Потом был детский дом и, вообще, очень непростая судьба.

31. - Самый счастливый день в вашей жизни?

- Их было, конечно, немало - "самых счастливых". Когда поступила в ленинградскую Академию художеств при конкурсе 25 человек на место. Когда в Ленинграде же защитила кандидатскую... Защита была сложная: 8 часов и год в ВАКе утверждали - большое количество отрицательных отзывов из Белоруссии! Да, борьба за первенство в науке не новость. Зато докторскую за 3 недели ВАК утвердил - испила, видно, свою чашу до дна в первый раз. Помню, после защиты кандидатской Вера Дмитриевна Лихачева, мой рецензент, вышла на крыльцо, положила два пальца в рот, подозвала свистком такси и повезла меня на банкет, который в честь моей защиты делала мой руководитель Цецилия Генриховна Нессельштраус. Кстати, Дмитрий Сергеевич Лихачев тоже был моим рецензентом - но позже, когда меня выдвинули на Госпремию республики.

32. - Есть ли у вас любимое занятие, помимо основного рода деятельности?

- Мне иногда хочется побыть одной и почитать поэзию. Миллионный раз перечитать Пушкина, Фета, Тютчева, Баратынского...

33. - Что вы чувствуете в обществе молодых людей?

- Молодежь очень талантлива, я учусь около нее: знаете, процесс учения в учении? Но и возможности у молодых теперь какие, по сравнению с нами... Я, когда впервые приехала во Флоренцию, помню, испытала шок. Стою на площади, вижу памятники, которые десятилетиями изучала по книгам, и не могу узнать! Вовремя, все надо делать вовремя...

34. - Оказало ли влияние на ваш характер созвездие, под которым вы родились?

- Да.

35. - Как часто и по какому поводу вы бываете недовольны собой?

- Недовольна постоянно - мне все хочется переписать, уточнить, улучшить, переделать.

36. - Рок-музыка - это надолго? По-вашему...

- Каждое явление в искусстве имеет право на существование. Отрицать бесполезно и бессмысленно. В свое время импрессионизм отрицали, абстракционизм отрицали. Но это не остановило их развитие. Любое явление в искусстве отражает явления в обществе.

37. - Верите ли вы во внеземные цивилизации?

- Мы очень мало и плохо знаем окружающий мир...

38. - Ваше любимое блюдо?

- Картошка.

- Футбольная команда? Наверное, нет...

- Как это нет? "Спартак" (Москва)!

- Танец?

- Все, без вопросов...

- Газета?

- "Московские новости" на французском языке! Да-да, с детских времен. Первая газета, которая обо мне написала.

- Запах?

- Ландыши.

- Цвет?

- Белый.

- Время года?

- Осень. Как у Пушкина.

- Цветы?

- Сон-трава.

- Наряд?

- Свадебное платье... Которого у меня не было.

- Погода?

- Любая. Слава Богу, что могу ее наблюдать.

39. - Ваш идеал мужчины.

- Он воплотился в моем муже.

40. - Можете назвать то место на земле, которое вам всего милее?

- Место ведь дорого не само по себе, а из-за людей, которые там живут. Уже нет Елены Алексеевны Бялыницкой-Бирули - и Москва для меня пустая. Нет Карла Вагнера, Дмитрия Лихачева - и в Питер уже не так тянет. Нет мамы - померк Смоленск.

41. - Часто ли вам приходится одалживать у кого-то деньги?

- Никогда.

42. - Будь вы главой государства, что бы вы сделали в первую очередь?

- Серьезно занялась бы финансированием науки, культуры, искусства.

43. - Каково ваше отношение к конкурсам красоты?

- Хорошее отношение. Я считаю, красота всегда должна быть оценена. Это - сокровище, как и любое другое. Красивых женщин почти нет. Не случайно в греческом искусстве идеал красоты создан из миллиона женщин. Почему мы обращаемся к греческому искусству? Потому что там было рационалистическое понимание красоты, которая должна быть абсолютно тождественна чистоте физической и духовной. Ну а в жизни красивая женщина - несчастная женщина: она не принадлежит никому, и она принадлежит всем.

44. - Верите ли вы в изречение: "Все, что ни делается, все к лучшему"?

- Да, на печальном опыте убедилась.

45. - Как вы заботитесь о собственном здоровье?

- Обливаюсь холодной водой. Зарядка, лыжи, плавание.

46. - Летаете ли вы во сне?

- Очень часто.

47. - Когда у вас плохое настроение, что вы делаете?

- Сажусь писать новеллы. Когда мне тяжело или кто-то меня обидел, я передаю это бумаге - она "оттягивает" из меня печаль. Ведь жаловаться некому. Либо сажусь за руль автомобиля...

48. - Вы часто пишете письма?

- Раньше много и часто.

49. - Верите ли вы в лучшее будущее наших детей?

- Да, обязательно, по-другому невозможно жить. Перед нашими детьми открыты другие горизонты. Но и спрос с них другой...

50. - Вопрос, который вы хотели бы задать себе самой?

- Когда же ты соберешь все, что написала, в одну книгу? (Вздох.) Систематизируешь и выберешь лучшее - например, 100 шедевров мирового класса? Чтобы Беларусь прозвенела на весь свет...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter